7 ноября 2014 г.

К вопросу об использовании понятия "непрерывный трудовой стаж"


В настоящее время размер пособия по временной нетрудоспособности работающих граждан (в дальнейшем - работники) зависит от длительности непрерывного трудового стажа. Так, при наличии такого стажа не менее 5 лет такое пособие определяется в размере 60 процентов заработка, при непрерывном стаже от 5 до 8 лет - 80 процентов, а при непрерывном трудовом стаже более 8 лет - 100 процентов заработка, но не более установленного ежемесячного максимума.*(1) Так было не всегда.

Впервые право на получение пособия по временной нетрудоспособности в определенном размере и в увязке с продолжительностью трудового стажа для лиц, на которых распространялось полное или частичное социальное страхование, было установлено Правилами назначения и выдаче пособий по временной нетрудоспособности.*(2) Право на это пособие возникало при работе по найму в общей сложности не менее одного года. Как видим, изначально требования непрерывного стажа работы как такового не предусматривалось. Работнику достаточно было иметь факт социального страхования не менее 1 года. Застрахованным он считался с момента заключения с ним трудового договора. Итак, первоначально для приобретения права на получение пособия по временной нетрудоспособности требовался совокупный общий стаж работы не менее года.
В последующем с учетом складывавшейся политической и социально-экономической обстановкой в СССР (коллективизация в сельском хозяйстве, индустриализация промышленности) меняются подходы в обеспечении работающих граждан пособиями по временной нетрудоспособности. Так, Постановлением ЦИК и СНК СССР от 23 июня 1931 г. "О социальном страховании" устанавливается зависимость размеров уже от общего и непрерывного стажа работы, отрасли народного хозяйства, участия в социалистическом соревновании, профсоюзного членства, продолжительности периода заболевания и т.п. Например, пособие по временной нетрудоспособности выдавалось с первого дня нетрудоспособности рабочим и служащим, занятым в промышленности, в строительстве и в ряде других отраслей народного хозяйства, которые проработали непрерывно свыше 2 лет на данном предприятии и имели общий стаж работы на производстве более 3 лет. При меньшем стаже размер пособия за первые 15 или 20 дней нетрудоспособности составлял 3/4 или 2/3 заработка. Само право на это пособие возникало также с факта его социального страхования, то есть с момента заключения трудового договора.
Преемственность изложенного подхода в части учета непрерывного трудового стажа, как условия определяющего дифференцированный размер пособия по временной нетрудоспособности, сохранилось и в настоящее время. В правовом порядке такая традиция была закреплена в Правилах исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию от 13 апреля 1973 г., в Основных условий обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию от 23 февраля 1984 г., в Положении о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию от 12 ноября 1984 г. и в нормах иных нормативных правовых актов. Правоприменители руководствуются этими актами в своей повседневной практике.
Теперь обратимся к нормам Федерального закона от 16 июля 1999 г. "Об основах обязательного социального страхования" (в дальнейшем - Закон о социальном страховании).*(3) Статья 6 закона прямо говорит, кого считать застрахованными лицами. Таковыми признаются: граждане России, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
У застрахованных лиц из числа работников отношения по обязательному социальному страхованию по всем его видам возникают с момента заключения трудового договора с работодателем. У лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан такие отношения возникают с момента уплаты ими или за них страховых взносов и (или) налогов, если иное не установлено федеральными законами (статья 9 Закона о социальном страховании).
Следовательно, сейчас право застрахованного лица на пособие по временной нетрудоспособности обусловлено фактом возникновения социально-страховых отношений и нахождения его в таких отношениях.
На практике часто возникает другой вопрос: допустимо ли размер пособия по временной нетрудоспособности увязывать с непрерывным трудовым стажем работника?
В экономическом смысле категория "непрерывный трудовой стаж" и его продолжительность, начиная с 30-х годов XX века, по существу прямо или косвенно выполняет функцию принудительного закрепления работника на одном рабочем месте (на одном предприятии). Вполне возможно, что в условиях социалистической системы хозяйствования это было оправдано. Ведь такое правовое регулирование способствовало решению задач формирования стабильных трудовых коллективов, сокращения текучести кадров, укрепления трудовой дисциплины. Об этом красноречиво свидетельствует содержание Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 13 декабря 1979 г. N 1117 "О дальнейшем укреплении трудовой дисциплины и сокращении текучести кадров в народном хозяйстве".
С точки зрения развития формирующихся в настоящее время рыночных методов в экономике России существование такой правовой категории как "непрерывный трудовой стаж" вызывает определенные возражения. В условиях мобильности рабочей силы, дефицита трудовых ресурсов в отдельных регионах страны подобное нормативное установление зависимости размеров пособий по временной нетрудоспособности является тормозом в дальнейшем развитии хозяйственного комплекса. Поэтому наличие правовых норм, содержащих упоминание о таком стаже, на наш взгляд, следует признавать архаичными, не отвечающим и не соответствующим ни потребностям рынка, ни интересам конкретного гражданина и его личности.
Полагаем, что существующие на этот счет правовые нормы носят дискриминационный характер и с точки зрения равенства сторон - физических лиц как субъектов обязательного социального страхования случаев временной нетрудоспособности. Ведь экономическая суть страховых взносов на все виды обязательного социального страхования - это отложенная часть заработка работника на свое материальное обеспечение на случай болезни. При этом не имеет значения работодатель (как страхователь) ли производит страховые платежи Фонду социального страхования РФ (как страховщику), сам ли работник их вносит. Нигде в российском законодательстве не оговаривается прерывистость или утрата значения внесенных страховых платежей.
Обязательное социальное страхование застрахованных лиц носит эквивалентный и возмездный характер. Поэтому право на любое страховое обеспечение (по любому виду обеспечения в порядке обязательного социального страхования) зиждется на предшествующей работе и уплаченных страховых взносах, а значит и на соответствии внесенных сумм страховых взносов страховому обеспечению застрахованного лица. Об этом, правда юридически не совсем корректно, говорится в части второй статьи 4 Закона о социальном страховании. Сказанное является неотъемлемой частью принципа справедливости в праве социального обеспечения. В равной степени это положение касается и обязательного социального страхования как одной из ведущих организационно-правовых форм социального обеспечения.*(4) Иное толкование приводит к неравенству в социально-страховом обеспечении застрахованных лиц при равном соблюдении ими других установленных условий обеспечения страховыми пособиями. В целом только так можно расценивать существующее сейчас нормативное регулирование размеров пособия по временной нетрудоспособности.
Полагаем, что в современных условиях размер пособия по временной нетрудоспособности не должен ставиться в зависимости от продолжительности непрерывного трудового стажа. И вот почему.
Во-первых, страховые взносы работника - это часть его заработка, отложенная на его будущее страховое обеспечение при наступлении соответствующего страхового случая (ст. 7-8 Закона о социальном страховании).
Во-вторых, какого-либо прямого или косвенного упоминания о зависимости страхового обеспечения от непрерывного трудового стажа ни Закон о социальном страховании, ни иные федеральные законы о социальном страховании работников не содержат. В статье 3 Закона о социальном страховании говорится только о страховом стаже как суммарной продолжительности времени уплаты страховых взносов и (или) налогов. Указание на суммарную продолжительность говорит само за себя - о каких-либо перерывах в стаже здесь не упоминается.
В-третьих, в существующей экономической ситуации в стране нет необходимости в принудительной мобилизации трудовых ресурсов, используя для этих целей сферу правового регулирования социально-страховых или социально-трудовых отношений.
В-четвертых, наличие непрерывного трудового стажа противоречит конституционным положениям о недопустимости снижения (умаления) уровня социальных гарантий граждан. К сожалению, в области государственного социального обеспечения и обязательного социального страхования (как его организационно-правовой формы) законодатель зачастую игнорирует не только установленные конституционные требования, но и объективные закономерности социального развития. Пренебрегают ими и органы федеральной исполнительной власти. В равной мере это касается и указов Президента РФ, касающихся вопросов обязательного социального страхования.
На практике, по нашему мнению, такая расширяющаяся тенденция к "независимому правотворчеству" приводит к негативным последствиям, которые наиболее отчетливо проявляются в следующем.
1) Постепенно понижается уровень материального обеспечения застрахованных лиц в рамках обязательного социального страхования.
2) Снижается мотивация страхователей и застрахованных лиц во всестороннем участии в финансировании системы обязательного социального страхования.
3) Проводимые реформы в налоговой сфере не дают нужного эффекта - в смысле полной уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды социального страхования (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования).
4) Перекос снижения налоговой нагрузки в пользу капитала угрожает финансовой стабильности всей системы обязательного социального страхования. Что уже сейчас отрицательно сказывается, подчеркнем, на уровне страхового обеспечения граждан. Об этом убедительно свидетельствуют низкий и понижающийся размер трудовых пенсий, социальных страховых пособий, страхового обеспечения пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Все это не лучшим образом отражается на социальном самочувствии общества.
Следовательно, назрела необходимость в повседневной практике оперировать понятием "страховой стаж", который закреплен в Законе о социальном страховании. Повторимся, такая правовая категория как "страховой стаж" уже используется, хотя не всегда корректно, в других видах обязательного социального страхования. Например, в обязательном пенсионном страховании такой стаж является и основанием возникновения права на трудовую пенсию, и, в определенной степени, дифференцирующим критерием ее размера.
Суммарная продолжительность страхового стажа может быть заложена в основу дифференциации размера пособия по временной нетрудоспособности. Такой подход в большей мере будет способствовать реализации принципов социальной страховой справедливости и страховой солидарности участников обязательного социального страхования в стране.

В. Галаганов,
к.ю.н., профессор кафедры права социального
обеспечения Академии труда и социальных отношений

"Кадровик. Трудовое право для кадровика", N 7, июль 2006 г.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Статьей 3 Федерального закона от 22 декабря 2005 г. N 180-ФЗ "Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2006 году" на 2006 год максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности установлен не более 15 тысяч рублей в месяц./СЗ РФ. 2005. N 52 (часть 1). Ст. 5593.

Комментариев нет:

Отправить комментарий