8 ноября 2014 г.

Право работников-мигрантов на пенсии и иные социальные выплаты


Миграция трудящихся приводит к возникновению ряда проблем в области социального обеспечения, требующих межгосударственного регулирования. Это связано с тем, что в разных странах условия приобретения права на один и тот же вид пенсии или пособия сильно отличаются.

Разнообразие условий, определяющих право на пенсию по старости, в течение долгого времени приводило к тому, что работники-мигранты не приобретали права на пенсию по старости в полном размере ни в одной из стран, на территории которых осуществлялась их трудовая деятельность. Проблему можно было решить, если суммировать указанные периоды.
Вопросам создания международной системы сохранения прав в области социального обеспечения посвящены: Конвенции МОТ N 48 (1935 г.) и N 157 (1982 г.), Регламенты Совета Европы N 1408 от 14.06.1971 г. и N 574 от 21.03.1972 г. о применении социального страхования к лицам наемного труда и членам их семей, переезжающим в рамках стран, входящих в СЕ, и другие международные документы.
Конвенция МОТ N 157 (1982 г.) распространяется на наемных работников и членов их семей, включая трудящихся пограничных районов и сезонных рабочих. В соответствии с ней термин "периоды страхования" означает периоды уплаты взносов, работы по найму, профессиональной деятельности или проживания, определяемые или признаваемые периодами страхования на основании законодательства, в соответствии с которым они приобретены, а также приравненные к ним периоды. Суммирование названных периодов производится в целях установления прав на различные виды социального обеспечения, сохранения их, исчисления размеров выплат. Учет одних и тех же периодов дважды не допускается.
По законодательству многих стран минимальным периодом страхования для приобретения права на пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца является 5 лет, а для краткосрочных пособий (например, по болезни, по беременности и родам) - один год. Если работник-мигрант не имеет указанного минимального периода страхования, то права на страховые пенсии не возникает. Чтобы не лишать работника мигранта права на пенсию, периоды страхования суммируются.
Важно отметить, что размер пенсии, исчисленной на основе суммирования периодов страхования, не должен быть ниже минимума, установленного законодательством страны, в которой она назначается.
Что касается приобретения права на пенсию по старости в полном размере, то национальное законодательство экономически развитых стран обусловливает его уплатой взносов в течение продолжительного времени. Как правило, он составляет для пенсий по старости 30 и более лет, а для пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца - 2/3 количества лет, прошедших после достижения лицом 15-летнего возраста. При отсутствии необходимого страхового стажа пенсия назначается в размере, пропорциональном стажу.
Определение размера пенсии производится следующим образом. Сначала каждое государство подсчитывает теоретическую сумму, на которую работник-мигрант имел бы право, если бы трудовая деятельность проходила на территории одного государства. Полученная сумма сокращается пропорционально фактически приобретенному на его территории стажу. В результате скоординированного применения национального законодательства и международного акта окончательный размер пенсии равен сумме неполных пенсий, исчисленных по законодательству разных стран.
Раздел IV Конвенции МОТ N 157 гарантирует сохранение приобретенных прав, т.е. выплату назначенных пенсий и пособий за границей. Это означает, что нет ограничений, связанных с принципом территориальности, при выплате пенсий или пособий лицам, находящимся вне территории государства, по законодательству которого они назначены. Но данное правило касается лишь долгосрочных выплат, т.е. пенсий по инвалидности, по старости, по случаю потери кормильца, а также пособий и компенсаций в связи с трудовым увечьем.
Что касается краткосрочных выплат, то государства лишь "стремятся принимать участие в системе сохранения прав, приобретенных на основании их законодательства" в отношении медицинского обслуживания; пособий по болезни, по беременности и родам, по безработице; семейных пособий и некоторых других. Эти вопросы решаются на основе двусторонних соглашений.
Если право на пособия по болезни, по беременности и родам приобретено по законодательству одного государства, а выплата производится на территории другого, то первое государство возмещает второму фактические расходы или расходы в пределах согласованных сумм.
Международные договоры могут содержать особые правила в отношении пособий по безработице и семейных пособий. Так, для получения пособия по безработице гражданин должен быть зарегистрирован в качестве безработного в службах занятости всех государств, на территории которых он ищет работу. Производится суммирование периодов выплаты пособия в каждом государстве, чтобы общая продолжительность не превышала срока, установленного законодательством страны места получения пособия.
Если гражданин работает на территории одного государства, а его семья проживает на территории другого государства, то двусторонними или многосторонними соглашениями могут предусматриваться следующие механизмы. В первом случае семейные пособия могут выплачиваться по законодательству страны, в которой работает кормилец, во втором - по законодательству страны места жительства семьи, но при этом первое государство возмещает второму расходы по финансированию, если двусторонним договором не предусмотрено иное.
Координации пенсионного обеспечения работников-мигрантов и членов их семей будет способствовать Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией, Европейским Сообществом и государствами-членами от 24.06.1994 г.,*(1) которое подписали Австрия, Бельгия, Великобритания, Дания, Германия, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция. В соответствии с ним все периоды страхования, занятости или пребывания работников-мигрантов в государствах-членах будут суммироваться для целей определения пенсий по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца и для целей медицинского обслуживания. Назначенные пенсии подлежат свободному переводу по курсу, применяемому в государстве, осуществляющем перевод.
В целях реализации Соглашения ведется консультационная работа по подготовке двусторонних договоров.
Координация национального законодательства о социальном обеспечении имеет большое значение и для государств-членов СНГ. Прежде всего, следует упомянуть Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 г. Его участниками являются Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Российская Федерация, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и Украина.
Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения, предусмотренные действующим, а также будущим законодательством.
Пенсии назначаются по законодательству страны места жительства с учетом трудового стажа, приобретенного на территории любого государства- участника Соглашения, а также бывшего СССР за период до 13.03.1992 г.
Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые включаются в трудовой стаж. Заработок (доход) для расчета пенсии определяется из официально установленного курса национальных валют, а размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством страны места жительства.
При переселении пенсионера в пределах СНГ выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства.
Документы, необходимые для назначения пенсии и выданные на территории государств-участников СНГ и государств, входивших в состав СССР или до 01.12.1991 г., принимаются без легализации.
Документы, оформленные на иностранных языках, принимаются, если верность перевода засвидетельствована нотариусом или консульским учреждением.
Все расходы по финансированию пенсионного обеспечения несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.
Вопросы пенсионного обеспечения регулируются и двусторонними договорами.
По Соглашению между Россией и Литвой о пенсионном обеспечении от 29.06.1999 г. под "страховым (трудовым) стажем" понимается продолжительность трудовой и иной деятельности, с учетом которой осуществляется пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством каждой из Сторон и во время которой уплачиваются страховые взносы на пенсионное обеспечение, а также любые другие периоды, приравненные к страховому (трудовому) стажу по законодательству каждой из Сторон.
При назначении пенсий во внимание принимается страховой (трудовой) стаж, приобретенный по законодательству каждой из Сторон, в том числе и до вступления в силу данного Соглашения.
Если законодательство одной Стороны предусматривает пенсии на льготных условиях или за выслугу лет, то при их назначении учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный по законодательству другой Стороны в результате осуществления соответствующей деятельности на ее территории.
Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные на территории одного государства, действительны без легализации на территории другого государства.
Концепция поэтапного формирования общего рынка труда и регулирования миграции рабочей силы государств-участников СНГ от 15.12.2000 г. предполагает сближение законодательства в области социального обеспечения и социального страхования, включая выработку согласованной политики по введению системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, достижение договоренностей по расширению обязательного медицинского обслуживания трудящихся-мигрантов и членов их семей, в том числе в связи с эпидемиями в стране пребывания и профессиональными заболеваниями.
В конце 90-х годов ХХ века во всех странах СНГ проведены пенсионные реформы. В большинстве стран источником выплат служат текущие поступления пенсионных взносов, а в Казахстане, Кыргызстане и России применяется смешанное финансирование, сочетающее распределительный и накопительный механизмы.
Минимальный страховой стаж для приобретении права на трудовую пенсию составляет 5 лет в Азербайджане, Беларуси, России, 20 лет - в Молдове. В Беларуси и Кыргызстане в страховой стаж не включаются периоды, когда годовой заработок застрахованного лица меньше годовой суммы минимального размера оплаты труда.
Во всех странах СНГ в страховой стаж засчитываются так же периоды, когда страховые взносы не уплачивались (например, в связи с уходом за детьми в возрасте до 3 лет). Исчерпывающий перечень таких периодов установлен национальным законодательством. Этот перечень значительно сокращен по сравнению с периодами, которые ранее включались в трудовой стаж.
В Армении и Кыргызстане установлен верхний предел заработка для уплаты страховых взносов.
Во многих странах СНГ произошло повышение пенсионного возраста. В Казахстане, Кыргызстане, Молдове он составляет 65 лет (муж.) и 60 лет (жен.), в Таджикистане - 60 лет для мужчин и женщин, в Армении - 65 лет для мужчин и женщин. Прежний пенсионный возраст - 60 лет (муж.) и 55 лет (жен.) сохранен только в Беларуси, России, Узбекистане и Украине.*(2)
Существенные изменения претерпели и формулы расчета пенсий. В Армении и Кыргызстане трудовые пенсии складываются из двух частей - базовой и страховой, а в России к ним прибавляется еще и накопительная.
Право на трудовые пенсии по инвалидности имеют инвалиды I, II и III группы при наличии у них минимального и необходимого страхового стажа. Продолжительность необходимого страхового стажа может зависеть от возраста наступления инвалидности или обращения за пенсией.
Структура трудовых пенсий по инвалидности соответствует структуре трудовых пенсий по старости. Минимальные размеры пенсии по инвалидности, как правило, исчисляются в процентном отношении к пенсии по старости.
Национальным законодательством определен круг нетрудоспособных членов семьи, имеющих право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца. Как правило, в него входят дети, супруг, лица, осуществляющие уход за ребенком умершего кормильца, и другие иждивенцы.
Условия назначения пенсии по случаю потери кормильца соотносимы с условиями назначения пенсии по инвалидности.
Даже краткая характеристика национального законодательства о пенсионном обеспечении государств-участников СНГ свидетельствует о серьезных различиях. В связи с этим весьма актуальной является задача разработки и введения необходимых координационных механизмов, гарантирующих право на трудовую пенсию работникам-мигрантам.
В России право на трудовые пенсии имеют только иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ (ст. 3 ФЗ от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").*(3)
В страховой стаж, дающий право на трудовые пенсии, включаются периоды работы, которые выполнялись на территории РФ, если за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ (ПФР). Периоды работы за пределами РФ включаются в страховой стаж в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ. Российские граждане, работающие за пределами РФ, могут вносить страховые взносы в ПФР в добровольном порядке (ст. 29 ФЗ от 15.12.2001 г. "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
Источником финансирования трудовых пенсий служит единый социальный налог (ЕСН), установленный главой 24 Налогового кодекса (НК РФ). Объектом налогообложения для уплаты ЕСН признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу физических лиц по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера о выполнении работ и оказании услуг, а также другие доходы, указанные в ст. 236 НК РФ.
Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (ст. 3 НК РФ).
С 01.01.2003 г. утратил силу п. 2 ст. 239 НК РФ (ст. 8 ФЗ от 31.12.2001 г. "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах"). В соответствии с ним работодатели освобождались от уплаты ЕСН с вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, которые по законодательству РФ не обладали правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь за счет средств ПФР, Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС), фондов обязательного медицинского страхования.
С 01.01.2003 г. норм, определяющих особенности налогообложения единым социальным налогом выплат, производимых в пользу работников-мигрантов, в НК РФ не содержится.
Кроме того, в соответствии со ст. 7 ФЗ от 15.12.2001 г. "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в круг застрахованных входят иностранцы и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории РФ и работающие по трудовому договору или договорам гражданско-правового характера о выполнении работ и оказании услуг.
Таким образом, в настоящее время работники-мигранты имеют право на все виды пенсий и пособий, финансируемых за счет ЕСН, наравне с гражданами России. Работодатели обязаны открывать в ПФР на каждого работника-мигранта индивидуальный лицевой счет (ИЛС) и перечислять на него ту часть ЕСН, которая не подлежит перечислению в федеральный бюджет.
В ФЗ от 01.04.1996 г. "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"*(4) ИЛС определяется как совокупность сведений о страховых взносах, поступивших за застрахованное лицо, и другой информации, установленной законом.
ИЛС - это документ, хранящийся в форме записи на машинных носителях информации, допускающей обработку с помощью средств вычислительной техники в органах ПФР.
На каждое застрахованное лицо в ПФР открывается ИЛС с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета. Страховой номер уникален. Он присваивается застрахованному лицу один раз на всю жизнь, чтобы объединить в органах ПФР все сведения о нем, поступающие от различных страхователей.
ИЛС в его общей части должен содержать анкетные данные застрахованного лица, адрес постоянного места жительства, сведения о страховом стаже, о заработной плате или доходе, на которые начислены страховые взносы, о сумме начисленных, уплаченных и поступивших за данное лицо страховых взносов, о расчетном пенсионном капитале, об установлении трудовой пенсии и индексации ее размера. ПФР и его территориальные органы выдают каждому застрахованному лицу страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, где указаны страховой номер индивидуального лицевого счета и анкетные данные застрахованного лица, а также дата его регистрации в ПФР.
Лицо, впервые поступившее на работу по трудовому договору, получает страховое свидетельство через работодателя (страхователя).
Свидетельство хранится у застрахованного лица и предъявляется им при поступлении на работу по трудовому договору. Страховое свидетельство предъявляется также при обращении за назначением и перерасчетом пенсии, за консультацией или ознакомлением с содержанием лицевого счета. Оно подлежит обмену в случаях изменения анкетных данных застрахованного (фамилии, имени, отчества, пола, даты или места рождения), установления неточности или ошибочности сведений, которые в нем содержатся, непригодности для использования. При утрате страхового свидетельства застрахованному лицу (по его заявлению) выдается дубликат.
Средства, отраженные на ИЛС, могут служить источником финансирования пропорциональной части трудовой пенсии при ее исчислении по законодательству разных стран, либо могут перечисляться в страну, по законодательству которой будет назначаться и выплачиваться трудовая пенсия.
В целях приобретения права на пенсию работник-мигрант может перечислять страховые взносы в соответствующие учреждения страны своего гражданства или постоянного местожительства в добровольном порядке.
Что касается иных видов социальных выплат, то право на них установлено в Соглашениях государств-участников СНГ от 09.09.1994 г. - "О взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей";*(5) "О гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов".*(6)
Возмещение вреда, причиненного работнику вследствие трудового увечья, иного повреждения здоровья, смерти производится работодателем той страны, законодательство которой распространялось на работника в момент получения увечья, иного повреждения здоровья, смерти.
Работодатель, ответственный за причинение вреда, производит его возмещение в соответствии со своим национальным законодательством.
Если работник, получивший профессиональное заболевание, работал на территории нескольких стран в условиях и областях деятельности, которые могли вызвать профессиональное заболевание, возмещение вреда осуществляется работодателем страны, на территории которой в последний раз выполнялась указанная работа.
Пересмотр степени тяжести трудового увечья и профессионального заболевания работника осуществляется в соответствии с законодательством страны постоянного места жительства.
Документы или их заверенные копии принимаются без легализации.
Решение медицинской экспертной комиссии любой страны о степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах и необходимости в дополнительных видах помощи имеет юридическую силу для возмещения вреда, причиненного здоровью работника независимо от его места жительства.
Страны СНГ, подписавшие Соглашение, обеспечивают в приоритетном порядке перевод денежных средств на возмещение вреда.
В случае ликвидации работодателя и отсутствии у него правопреемника, работникам гарантируется возмещение вреда по законодательству страны, на территории которой получено увечье или профессиональное заболевание.
Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в РФ осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 г. Его действие распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ.
При несчастном случае на производстве или возникновении профессионального заболевания выплачиваются:
- пособие по временной нетрудоспособности;
- единовременная страховая выплаты застрахованному либо лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае его смерти. В соответствии с ФЗ от 22.12.2005 г. ее размер определяется в 2006 г. в зависимости от степени утраты профессиональной трудоспособности застрахованного лица исходя из суммы 46900 рублей. В случае смерти застрахованного размер единовременной выплаты равен 60-кратному минимальному размеру оплаты труда на день ее выплаты.
- ежемесячная страховая выплата застрахованному лицу, либо лицам, имеющим право на получение таких выплат в случае его смерти. Ее размер исчисляется как доля среднемесячного заработка застрахованного и зависит от степени утраты профессиональной трудоспособности.
Если работодатель уплачивал взносы на обязательное страхование работника-мигранта от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, что он обязан делать в соответствии с ФЗ от 24.07.1998 г., то указанные выше выплаты предоставляются из средств ФСС. Если взносы не уплачивались, то возмещение вреда, причиненного работнику-мигранту, осуществляется по нормам гражданского права.
В соответствии с Соглашением государств-участников СНГ об оказании медицинской помощи от 27.03.1997 г. возмещение стоимости лечения профессиональных заболеваний или производственных травм, связанных с трудовой деятельностью в государстве временного пребывания, производится за счет средств работодателя в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством этого государства. Это положение распространяется и на работников-мигрантов приграничных районов.
Социальную защиту работников-мигрантов нельзя ограничивать лишь пенсионным обеспечением и возмещением вреда за трудовое увечье или профессиональное заболевание. Не менее важное значение имеет предоставление других видов пособий. Так, в соответствии со ст. 34 Хартии социальных прав и гарантий граждан Независимых Государств от 29.10.1994 г. все лица наемного труда подлежат обязательному социальному страхованию. В случае болезни они должны получать пособия на условиях, предусмотренных национальным законодательством.
Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере не менее 60 процентов заработка работника, и его сумма не должна быть ниже предусмотренного национальным законодательством уровня минимальной заработной платы. Национальным законодательством могут устанавливаться категории работников (в том числе имеющих на иждивении трех и более детей и т.п.), которым указанное пособие выплачивается в размере полного заработка.
Размеры денежных пособий по уходу за ребенком не должны быть ниже установленного национальным законодательством уровня минимальной заработной платы, а по беременности и родам должны полностью компенсировать утраченный заработок (ст. 37 Хартии социальных прав 1994 г.)

Е. Мачульская,
д.ю.н., профессор кафедры трудового права
юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

"Кадровик. Трудовое право для кадровика", N 7, июль 2006 г.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────



Комментариев нет:

Отправить комментарий