15 октября 2014 г.

Регламентация оплаты труда в отраслевых соглашениях по видам транспорта

В статье приводится сравнительный анализ специальных положений об оплате труда, который позволяет выделить общие и особые вопросы, регламентируемые в настоящее время в социально-партнерских соглашениях на федеральном уровне в сфере транспорта.
В 2006 году по различным видам транспорта действуют следующие отраслевые соглашения: Федеральное отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2005-2007 годы (далее - сокращенно СAT), Отраслевое тарифное соглашение по межотраслевому промышленному железнодорожному транспорту на 2004-2006 годы (далее - сокращенно СЖТ), Федеральное отраслевое соглашение по речному транспорту на 2005-2008 годы (далее - сокращенно СРТ), отраслевое тарифное соглашение в гражданской авиации России на 2004-2006 годы (далее - сокращенно СГА). Соглашение в сфере морского транспорта в данной статье не рассматривается в силу его значительного объема и особой специфики.

Вопросы оплаты труда получили отражение в той или иной мере в различных разделах рассматриваемых соглашений. В то же время они выделяются и в специальных разделах: на железнодорожном транспорте во втором разделе, на автомобильном транспорте - в третьем разделе, на речном транспорте и в гражданской авиации в пятом разделе. Среди положений, включенных именно в эти разделы соглашений, можно выделить ряд их групп, охватывающих следующий круг вопросов.
Во-первых, это общие положения, включая вопросы, относящиеся к тарификации работ и присвоению тарифных разрядов, минимальной тарифной ставки, индексации. В отдельном случае особо выделяется оплата руководителей организаций.
Во-вторых, наиболее значительный круг положений отражает надбавки и доплаты, компенсационные и стимулирующие выплаты.
В-третьих, ряд положений относится к порядку выплаты заработной платы и ответственности за ее задержку. По отдельным вопросам имеются приложения, являющиеся составной частью соответствующих соглашений.
Сравнительный анализ специальных положений об оплате труда позволяет выделить общие и особые вопросы, регламентируемые в настоящее время в социально-партнерских соглашениях на федеральном уровне в сфере транспорта. Несмотря на специфику данной отрасли такой анализ представляется полезным для учета данного опыта и в других сферах, а также для совершенствования договорного регулирования оплаты труда в целом на различных уровнях социального партнерства.

Общие положения

Как указано в Федеральном отраслевом соглашении по речному транспорту, "системы оплаты труда, формы материального поощрения, размеры тарифных ставок (окладов) устанавливаются работодателями с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа и закрепляются в коллективном договоре (соглашении)".
При этом определено, что размеры доплат и надбавок работникам максимальными размерами не ограничиваются и определяются в зависимости от качества и объема выполненных работ. Премирование работников производится в соответствии с положением, утверждаемым руководителем организации с учетом мнения соответствующего выборного профсоюзного органа. Размер премии предельными размерами не ограничивается.
Конкретные размеры тарифных ставок и должностных окладов устанавливаются коллективными договорами, исходя из сложившихся соотношений в уровнях месячных тарифных ставок и должностных окладов между отдельными профессиональными группами рабочих и специалистов (п. 5.1 СРТ)).
В гражданской авиации определено, что формы, системы оплаты труда и размеры тарифных ставок (должностных окладов), а также порядок и сроки их изменения устанавливаются в зависимости от профессии, квалификации, сложности, вредности, напряженности условий труда и включаются в коллективные договоры (п. 5.3 СГА)).
Стороны Соглашения на железнодорожном транспорте при регламентации вопросов оплаты труда исходили из того, что в соответствии с действующим законодательством установление форм и систем оплаты труда является правом небюджетных организаций и закрепляется в коллективных договорах (п. 2.1). Они обязались обеспечить в 2004-2006 годах опережающие темпы роста доходов работников организаций по сравнению с ростом величины прожиточного минимума (п. 2.1 СЖТ).
Аналогичное обязательство содержится в Соглашении на речном транспорте, где указано, что работодатели должны обеспечивать в 2005-2008 годах опережающие темпы роста доходов работников организации по сравнению с ростом величины прожиточного минимума (п. 5.1 СРГ)
В соответствии с Соглашением в гражданской авиации работодатели обязаны обеспечить повышение заработной платы по мере роста производительности труда, доходов и экономии затрат, а также ее индексацию в зависимости от роста цен (инфляции) в субъекте РФ с учетом уровня прожиточного минимума (п. 5.4 СГА).
В Соглашении на автомобильном транспорте специально указывается общая гарантия в оплате труда - равная оплата за равноценный труд граждан Российской Федерации и иностранных работников в случае использования иностранной рабочей силы.

Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов

В соответствии с отраслевыми соглашениями основной системой оплаты труда является тарифная система, включающая установление тарифной сетки по оплате труда работников, проведение тарификации работ и присвоение разрядов.
В Соглашении по автомобильному транспорту указано, что тарифная сетка по оплате труда работников и соответствующие тарифные коэффициенты устанавливаются организацией самостоятельно и фиксируются в коллективных договорах. Вместе с тем дана Рекомендуемая тарифная сетка по оплате труда работников, которая приведена в Приложении N 1 к данному Соглашению.
Конкретные размеры тарифных ставок (окладов) должны устанавливаться работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом организации, но не ниже минимальной тарифной ставки, предусмотренной Соглашением (п. 3.3 САТ). Рекомендуется при заключении колдоговоров включать положения, предусматривающие повышение стимулирующей роли тарифной системы и обеспечение доли тарифа (оклада) в среднемесячной заработной плате не менее 60 процентов (п. 3.11 САТ).
При определении тарифных ставок и должностных окладов работников в гражданской авиации рекомендуется применять сетку тарифных коэффициентов, которая приводится в Приложении N 1 к Соглашению (п. 5.3 СГА). Одновременно установлено, что соотношения в размерах оплаты труда между отдельными категориями персонала определяются организациями ГА самостоятельно и фиксируются в коллективных договорах (п. 5.5 СГА).
В Соглашении на железнодорожном транспорте указано, что тарифные ставки (оклады) рабочих, а также должностные оклады специалистов должны устанавливаться на основании действующих в организации тарифной системы оплаты труда (тарифных коэффициентов и соотношений между категориями работников и др.) (п. 2.3 СЖТ).
При тарификации работ и присвоении разрядов рабочим и категорий специалистам должны использоваться Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих и отраслевые нормативные правовые акты (п. 5.16 СРТ, п. 2.6 СЖТ, п. 3.5 CAT).
На автомобильном транспорте дополнительно указывается, что при работе на регулярных пассажирских маршрутах в городах с численностью населения до 1 млн человек разряд оплаты труда водителя повышается на один разряд, а в городах с численностью населения свыше 1 млн человек - на два разряда. Разряды оплаты труда водителей трамваев и троллейбусов повышаются также в зависимости от габаритной длины подвижного состава в соответствии с Приложением N 2 к Соглашению (п. 3.6 CAT).
На железнодорожном транспорте особо указывается, что пересмотр норм трудовых затрат, изменение условий оплаты труда должно производиться на основе технико-экономических обоснований и с обязательным согласованием с соответствующим выборным профсоюзным органом, извещая работников, которых касаются изменения, не менее чем за два месяца до их введения (п. 2.5 СЖТ).

Минимальная тарифная ставка

Одними их первых положений, регламентируемых в отраслевых соглашениях по вопросам оплаты труда, являются специальные положения, касающиеся минимальной оплаты труда.
В отношении минимальной заработной платы на железнодорожном транспорте указано, что заработная плата рабочего 1 разряда не может быть ниже прожиточного минимума для трудоспособного населения, официально установленного по Российской Федерации. Конкретный ее размер определяется в коллективных договорах организаций (п. 2.2 СЖТ).
Минимальная тарифная ставка рабочих 1 разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта была установлена Соглашением на 1 квартал 2005 года в размере 2200 рублей в месяц (п. 3.1 CAT). В региональных отраслевых соглашениях допускалось установление минимальной тарифной ставки рабочих 1 разряда с применением поправочного коэффициента, учитывающего уровень жизни конкретного региона. Согласно Соглашению поправочный коэффициент определяется как отношение прожиточного минимума трудоспособного населения конкретного субъекта Российской Федерации к прожиточному минимуму трудоспособного населения Российской Федерации в целом. При этом размер тарифной ставки рабочего 1 разряда не может быть ниже, чем минимальные гарантии по оплате труда, достигнутые в соответствии с предыдущим Отраслевым тарифным соглашением в IV квартале 2004 года. Ранее установленные в отраслевых организациях минимальные гарантии по оплате труда не подлежат уменьшению в связи с введением данного Федерального отраслевого соглашения, а также применения системы поправочных коэффициентов (п. 3.1 CAT).
Минимальный размер оплаты труда в организации ГА в период действия Соглашения устанавливается/достигается в размере не ниже уровня прожиточного минимума трудоспособного человека в субъекте РФ, где расположена организация ГА, и фиксируется в коллективных договорах (п. 5.1). Конкретный минимальный размер оплаты труда устанавливается непосредственно в организациях, но не ниже фактически достигнутого уровня на момент подписания коллективного, трудового договора или ОТС (п. 5.1 СГА).
Работодатели совместно с представителями работников (профсоюзными органами) должны принимать согласованные меры по поэтапному (в пределах срока действия Соглашения) установлению/достижению минимального размера оплаты труда в организации ГА не ниже уровня прожиточного минимума трудоспособного человека в субъекте РФ, где расположена организация ГА. Конкретные сроки установления/достижения такого минимального размера оплаты труда в организации ГА определяются сторонами в коллективных договорах исходя из специфики и финансовых возможностей организаций ГА (п. 5.2 СГА). Установленный таким образом минимальный размер оплаты труда является основой для дифференциации тарифных ставок и должностных окладов работников (п. 5.3 СГА).
Соглашение на речном транспорте установило, что минимальная базовая месячная ставка оплаты труда матроса 1 класса на судах под российским флагом за время нахождения в заграничном плавании устанавливается с учетом Рекомендации Международной организации труда N 187, 1996 г. (п. 5.3. СРТ).

Индексация

В отношении индексации в отраслевых соглашениях, как правило, установлено, что порядок и размеры (уровень) индексации должны определяться коллективными договорами (п. 5.4 СГА, п. 2.4 СЖТ). Кроме того, в Соглашении на железнодорожном транспорте решено индексировать тарифные ставки (оклады) работников организаций ежеквартально в зависимости от роста цен на потребительские товары и услуги за предыдущий квартал по данным Госкомстата России для соответствующих субъектов Российской Федерации, где расположены организации (п. 2.4 СЖТ).
Подробно порядок индексации установлен в Соглашении по автомобильному транспорту. В нем указано, что минимальная тарифная ставка рабочих 1 разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта индексируется прямо пропорционально росту потребительских цен на товары и услуги в Российской Федерации, на основании данных Федеральной службы государственной статистики, при достижении размера индекса роста цен нарастающим итогом 106 процентов и более к периоду предыдущей индексации.
Индексация проводится по окончании квартала, в котором индекс роста потребительских цен достиг нарастающим итогом 106 процентов. Стороны Соглашения должны уведомлять организации о размерах индекса потребительских цен, минимальной тарифной ставки и поправочных коэффициентов на момент индексирования совместным письмом (п. 3.2 CAT).
Указанный размер минимальной тарифной ставки служит основой для дифференциации минимальных тарифных ставок и должностных окладов других категорий работников (п. 3.3 CAT). При этом размер заработной платы за месяц работника, отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности, не может быть ниже прожиточного минимума в регионе расположения организации (п. 3.4 CAT).

Районные коэффициенты и процентные надбавки

На транспорте, как и в других отраслях, при оплате труда используются районные коэффициенты и процентные надбавки.
Однако каких-либо отличительных особенностей в данных отраслевых соглашениях не предусмотрено. Так, например, на железнодорожном транспорте в Соглашение включено общее положение о том, что районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате работников применяются в соответствии с действующим законодательством (п. 2.8 СЖТ)).
Однако на речном флоте уточняется, что районное регулирование заработной платы работников отрасли производится с учетом районного коэффициента, установленного для производственных отраслей независимо от принадлежности работника к производственной и непроизводственной сферам деятельности. Членам экипажей судов речного флота районный коэффициент определяется по месту фактической работы судна (п. 5.15 СРТ).

Надбавки и доплаты

Во всех отраслевых соглашениях содержатся положения о надбавках и доплатах, о которых Стороны договорились, что они производятся в организациях.
Например, в Соглашении по ГА указано, что для отдельных категорий работников в организациях ГА устанавливаются дополнительные компенсационные и стимулирующие доплаты и надбавки (за работу в особых и вредных условиях труда, за работу в ночное время, за класс (категорию) квалификации, за сложность выполняемых работ в зависимости от обслуживаемого оборудования, за выполнение работ, связанных с обеспечением безопасности полетов, за профессиональное мастерство, за работу с меньшей численностью, за совмещение должностей временно отсутствующих работников, за расширение зон обслуживания, за применение в работе иностранного языка и др.), но не ниже размеров, устанавливаемых по ранее действовавшим постановлениям Правительства, нормативным актам, а также уровней, сложившихся в организации. Размеры и условия компенсационных и стимулирующих выплат фиксируются в коллективных договорах организаций ГА (п. 5.6 СГА).
На железнодорожном транспорте указано на необходимость производить доплаты (за условия труда, отклоняющиеся от нормальных, за работу в вечернее и ночное время и т.д.) в соответствии с заключенными коллективными договорами, но не ниже размеров, предусмотренных трудовым законодательством (п. 2.9).
В Соглашении на автомобильном транспорте указано, что организации могут самостоятельно вводить стимулирующие виды поощрения за непрерывный стаж работы в данной организации, профессиональное мастерство, более эффективный труд, многосменный режим работы, совмещение профессий и другие (п. 3.9).
Анализ рассматриваемых соглашений позволяет выделить следующие надбавки, доплаты, компенсационные и стимулирующие выплаты.

Вознаграждение за выслугу лет

Одним из важных средств стимулирования и закрепления кадров является выплата специального вознаграждения за выслугу лет.
В Соглашении по речному транспорту указано, что работникам организаций выплачивается вознаграждение за выслугу лет. Условия и порядок выплаты вознаграждения определяются коллективным договором (п. 5.2 СРТ). Аналогичное положение предусмотрено в гражданской авиации, где работникам в зависимости от стажа работы устанавливается надбавка к должностному окладу за выслугу лет. Размеры и порядок выплаты надбавки устанавливаются в коллективных договорах организаций ГА (п. 5.7 СГА).
В Соглашении на автомобильном транспорте определено, что организации могут самостоятельно вводить стимулирующие виды поощрения за непрерывный стаж работы в данной организации (п. 3.9 CAT).
На железнодорожном транспорте более обстоятельно регламентируется предоставление данной надбавки. В нем установлено, что в целях закрепления квалифицированных кадров производить работникам организаций ежемесячную выплату вознаграждения за выслугу лет (вместо выплаты единовременного вознаграждения один раз в год) с сохранением действующего порядка исчисления стажа работы и других условий выплаты вознаграждения. Размер вознаграждения за выслугу лет устанавливается в зависимости от стажа непрерывной работы в организациях промышленного и магистрального железнодорожного транспорта, дающего право на получение вознаграждения, в следующих размерах (доля) месячной тарифной ставки (оклада):
от 1 до 3 лет - 5 процентов;
свыше 3 лет - 8 процентов;
свыше 5 лет - 10 процентов;
свыше 10 лет - 15 процентов;
свыше 15 лет - 20 процентов;
свыше 20 лет - 25 процентов;
свыше 25 лет - 30 процентов (п. 2.7 СЖТ)).

Надбавка за классность

В организациях городского наземного пассажирского транспорта, с учетом сложившейся практики работодателями по согласованию с соответствующими комитетами профсоюза, могут устанавливаться надбавки за классность водителям I класса в размере 25%, водителям II класса - 10% установленной тарифной ставки за отработанное в качестве водителя время. Необходимыми условиями выплаты надбавки за классность является наличие Положения о начислении надбавки за классность водителям и Положения о присвоении классности водителям (п. 3.8 CAT).

Доплата за совмещение профессий (должностей) или исполнение
обязанностей временно отсутствующего работника

Как известно, трудовым законодательством предусмотрена доплата за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника.
В Соглашении по речному транспорту содержится общее положение о том, что работникам, выполняющим у одного и того же работодателя наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу подругой профессии (должности) или обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, производится доплата за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника в соответствии со статьей 151 Трудового кодекса Российской Федерации. Размер доплаты должен устанавливаться по соглашению сторон (п. 5.4 СРТ).
При ремонте судна с выводом его из эксплуатации членам экипажа, оставленным для выполнения ремонтных работ и для обслуживания судна, выплачивается заработная плата по фактически выполняемой работе, но не ниже 90 процентов оклада, установленного по должности на судне, а при качественном выполнении работ по ремонту судна в срок или досрочно - не ниже 100 процентов оклада по должности на судне (п. 5.19 СРТ).

Надбавки за разъездной характер работ

Отличительной характеристикой труда работников транспорта является разъездной характер их работ. Поэтому в отраслевых соглашениях специально предусмотрена выплата за это соответствующей надбавки.
Выплата надбавки за разъездной характер работ для водителей автомобилей и других работников автомобильного транспорта, работа которых протекает в пути или имеет разъездной характер, должна производиться в размерах не ниже норм, установленных в Российской Федерации при служебных командировках (п. 3.5 CAT);
На железнодорожном транспорте выплата надбавок за разъездной характер работы производится в размере 3% тарифной ставки (оклада) в сутки, но не выше установленных в Российской Федерации норм суточных при служебных командировках (п. 2.11 СЖТ).
В организациях внутреннего водного транспорта для экипажей судов, постоянно работающих в регионах с более высоким уровнем прожиточного минимума по сравнению с местом регистрации организации, в коллективном договоре должна предусматриваться индексация заработной платы, учитывающая повышенные затраты работников (п. 5.5 СРТ). Порядок и условия выплаты полевого довольствия должны также определяться коллективным договором.
Возмещение расходов береговым работникам, постоянная работа которых протекает в пути или имеет разъездной характер, при служебных поездках в пределах обслуживаемых ими участков, а также выплата надбавок взамен суточных плавсоставу, направляемому для выполнения ремонтных работ, а также работы по обеспечению безопасного зимнего отстоя флота вне места приписки судов, в случаях, когда они не имеют возможности возвращаться к месту постоянной работы, производится в размере не менее суточных командировочных расходов (п. 5.6 СРТ).

Доплата за работу по графику с разделением смены на части

На автомобильном транспорте производится доплата за работу по графику с разделением смены на части в размере не менее 30% тарифной ставки за отработанное в смене время (п. 3.5 CAT).
На речном транспорте работникам пищеблоков, обслуживающим членов экипажей судов, производится доплата за разрывность рабочего дня в размере, определяемом колдоговором (п. 5.8 СРТ).

Доплата за присутствие двух вахт

Членам экипажей скоростных пассажирских судов, где по характеру работы необходимо присутствие двух вахт, при нахождении на борту за время, свободное от вахт (работ), производится доплата в размере, предусмотренном коллективным договором, но не ниже 50 процентов должностного оклада (п. 5.7 СРТ).

Оплата при неполной рабочей неделе

Данный вид оплаты специально выделен в отраслевом соглашении речников, хотя оно целиком ориентировано на положения федерального законодательства. В этом Соглашении указано, что при переводе работников организаций на неполную рабочую неделю выплачивается заработная плата по фактически выполняемой работе, но не менее минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом Российской Федерации. О переводе на неполную рабочую неделю работодатель должен предупредить работников не позднее чем за два месяца (п. 5.31 СРТ).

Оплата времени простоя не по вине работников

На автомобильном транспорте Соглашением предусмотрено, что оплата времени простоя не по вине работников должна производиться в размере не менее 100% их тарифной ставки, а для водителей, работающих на регулярных городских пассажирских маршрутах, - не менее 80% их среднечасового заработка (п. 3.5 CAT).
На речном транспорте в Соглашение включено общее положение, ориентированное на ТК РФ. В нем указано, что за вынужденный простой, произошедший не по вине работника, оплата производится в порядке, установленном ст. 157 Трудового кодекса РФ (п. 5.9 СРТ).

Оплата сверхурочных работ

На автомобильном транспорте оплата сверхурочных работ предусмотрена не менее чем в двойном размере (п. 3.5 CAT);
В Соглашении по речному транспорту указано, что членам экипажей судов, привлекаемым в период эксплуатации судна к выполнению обязанностей недостающих по штату работников сверх нормальной продолжительности рабочего времени, выплачивается помимо заработной платы по занимаемой должности не менее 110 процентов должностных окладов недостающих по штату работников пропорционально фактически отработанному времени (п. 5.11 СРТ).
Оплата дополнительных работ, не входящих в обязанности членов экипажей судов (погрузочно-разгрузочные, подготовка грузовых помещений, стирка постельного белья и спецодежды, выпечка хлеба и др.) и выполняемых сверхнормальной продолжительности рабочего времени, производится по нормам и расценкам, определяемым условиями колдоговора (п. 5.12 СРТ).
Авральные работы, выполняемые членами экипажа судов (включая командный состав) сверх установленной графиком вахт (работ) продолжительности рабочего времени, учитываются особо (табелем на авральные работы), оплачиваются за фактическую их продолжительность не менее чем в двойном размере часовой ставки. Предельное количество часов на авральные работы устанавливается в коллективных договорах в зависимости от вида и характера выполняемой работы (п. 5.29).
Время работы, выполняемой по инициативе администрации вне рабочего графика сверх месячной нормы рабочего времени, относится к сверхурочным работам и оплачивается в двойном размере. Указанные работы допускаются в исключительных случаях, определенных статьей 99 Трудового кодекса РФ, с письменного согласия работника. В других случаях привлечение к сверхурочным работам допускается с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации (п. 5.32 СРТ).
По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно (п. 5.32 СРТ).

Оплата суммированных дней отдыха (отгулов)

Членам экипажей судов, рабочим и служащим организаций оплата суммированных дней отдыха (отгулов) производится из расчета должностного оклада, получаемого на день предоставления отгула, с постоянно действующими надбавками. В случае изменения оклада по соответствующей должности во время пребывания работника в отгулах производится перерасчет оплаченных дней отдыха со дня установления нового оклада до окончания отгулов на условиях колдоговора. Оплата неиспользованных дней отдыха за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени в случае вызова работника из отгулов по производственной необходимости производится в соответствии с действующим законодательством (п. 5.28 СРТ).
Оплата неиспользованных суммированных дней отдыха (отгулов) работникам плавающего состава из числа студентов высших учебных заведений, курсантов речных училищ, учащихся техникумов и профессионально-технических училищ, проходивших практику на штатных должностях, со дня увольнения их на учебу производится в двойном размере (п. 5.28 СРТ).

Оплата нерабочих праздничных дней

Как показывает анализ отраслевых соглашений, оплата нерабочих праздничных дней специально не регламентируется в них. Лишь в Соглашение на речном транспорте включено общее положение из статьи 112 ТК РФ. Исходя изданной статьи в Соглашении указано, что заработная плата работников в связи с нерабочими праздничными днями не уменьшается. Сдельщикам за нерабочие праздничные дни производится оплата, размер которой определяется локальным нормативным актом организации, принимаемым с учетом мнения выборного профсоюзного органа, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (статья 112 ТК РФ) (п. 5.34 СРТ).

Доплата за работу в вечернее и ночное время

Соглашение на железнодорожном транспорте указывает на необходимость производить доплаты за работу в вечернее и ночное время в соответствии с заключенными коллективными договорами, но не ниже размеров, предусмотренных трудовым законодательством (п. 2.9 СЖТ).
На автомобильном транспорте эти выплаты конкретизированы в отраслевом соглашении. Согласно ему доплата за работу в ночное время должно производиться в размере не менее 40% тарифной ставки (п. 3.5 CAT).
При введении в организации доплат работникам за работу в многосменном режиме размеры этих доплат должны составлять 20% тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в вечернюю смену 40% тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночную смену. Ночной считается смена, в которой не менее 50% рабочего времени приходится на ночное время (ночное время - время с 22 часов до 6 часов), вечерним считается время с 18 до 22 часов (п. 3.5 CAT);
На речном транспорте доплата за работу в вечернее и ночное время работникам, работающим в многосменном (2-3-сменном) режиме (без разделения рабочего дня на части), производится следующим образом: доплата за работу в вечернюю смену - в размере 20 процентов, а за работу в ночную смену - 40 процентов должностного оклада (тарифной ставки) за каждый час работы в соответствующей смене. Доплата в размере 40 процентов производится за каждый час работы только в одной смене в сутки, в которой не менее 50 процентов рабочего времени приходится на ночное время. Работникам, занятым в других режимах, за каждый час работы в ночное время (с 22 до 6 часов) доплата производится в размере 40 процентов должностного оклада (тарифной ставки), а работникам плавсостава с разделением рабочего дня на части также производится доплата в размере 20 процентов за каждый час работы с 20 до 22 часов и с 6 до 8 часов утра. Работникам ЖКХ, сторожевой охраны доплата производится в размере 35 процентов должностного оклада (тарифной ставки) за каждый час работы в ночное время (п. 5.17 СРТ).

Доплата за работу с тяжелыми и вредными условиями труда

В Соглашении на автомобильном транспорте указано, что доплата за работу с тяжелыми и вредными условиями труда производится в размере не менее чем предусмотрено ранее действовавшими нормативными актами. Доплаты за работу в тяжелых и вредных, а также особо тяжелых и особо вредных условиях труда устанавливаются организациями по результатам аттестации рабочих мест (в том числе водителя) и оценки условий труда на них и начисляются за время фактической занятости работников на таких местах (п. 3.5 CAT). Отсутствие аттестации рабочих мест по условиям труда не освобождает работодателей от доплат работникам за работу в тяжелых и вредных условиях труда. Размеры доплат в этом случае определяются в размерах, определенных специальной комиссией предприятия, по согласованию с профсоюзным органом (п. 3.5 CAT);
Как уже было указано, на железнодорожном транспорте Соглашение предусматривает производить доплаты за условия труда, отклоняющиеся от нормальных в соответствии с заключенными коллективными договорами, но не ниже размеров, предусмотренных трудовым законодательством (п. 2.9 СЖТ). Доплаты за тяжелые и вредные условия труда должны осуществляться всем категориям работников, имеющих на них право, пропорционально отработанному времени в этих условиях. Основанием для доплаты являются результаты аттестации рабочих мест (п. 2.9 СЖТ).
На речном транспорте оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда, также должна производиться в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для работ с нормальными условиями труда. Доплаты к заработной плате за работу во вредных условиях устанавливаются по результатам аттестации рабочих мест. Указанные доплаты включаются в тарифные ставки при всех расчетах, связанных с оплатой труда (п. 5.18 СРТ).

Доплаты за иные условия труда, отклоняющиеся от нормальных

На речном транспорте указано, что членам экипажей, работающих на судах со сроком эксплуатации выше нормативного, устанавливается доплата к заработной плате с целью компенсации худших производственных и бытовых условий в размерах, определяемых коллективным договором (п. 5.10 СРТ).
Плавсоставу за время плавания в зонах военного риска и эпидемиологической опасности производится доплата в двойном размере тарифной ставки (оклада). Указанные зоны определяются на основании информации Ллойда (п. 5.21 СРТ).
Членам экипажей нефтеналивных судов за фактическое время перевозки или хранения и членам экипажей плавучих нефтеперекачивающих и нефтебункеровочных станций за фактическое время перекачки или хранения нефтепродуктов первой категории производится доплата в размере не менее 15 процентов должностного оклада (п. 5.22 СРТ).
В организациях городского наземного пассажирского транспорта, с учетом сложившейся практики работодателями по согласованию с соответствующими комитетами профсоюза, могут устанавливаться надбавки за особые условия и интенсивность труда водителям, кондукторам и рабочим, занятым ремонтом подвижного состава, в размере 24% тарифной ставки (п. 3.8 CAT).

Оплата при невыполнении норм

На автомобильном транспорте Соглашение включает общее положение трудового законодательства о том, что при невыполнении норм труда (должностных обязанностей) по вине работодателя оплата производится за фактически проработанное время или выполненную работу, но не ниже средней заработной платы работника, рассчитанной за тот же период времени (выполненную работу) (п. 3.7 CAT).

Предоставление бесплатного питания

На уровень дохода, получаемого работником, оказывает положительное влияние предоставление работодателем бесплатного питания. Такая форма предусмотрена в Соглашении на речном транспорте. В нем указано, что работодатель обеспечивает организацию бесплатного питания членов экипажей судов всех видов флота независимо от типа судна и района плавания, включая загранплавание, по нормам рациона питания, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2001 N 861, и в соответствии с "Порядком обеспечения питанием экипажей морских, речных и воздушных судов", утвержденным Приказом Минтранса России от 30 сентября 2002 г. N 122. Стоимость бесплатного коллективного питания для плавсостава судов заграничного плавания устанавливается коллективным договором, но не менее чем из расчета 6 (шесть) американских долларов на одного члена экипажа в сутки. Порядок контроля за организацией питания членов экипажей судов подлежит обязательному включению в коллективный договор (п. 5.20 СРТ).

Оплата руководителей организаций

Считать целесообразным включать в условия трудовых договоров, заключаемых с руководителями организаций, следующие положения:
установление размеров заработной платы руководителей в кратности от размера среднемесячной заработной платы работников организации в целом;
выплата заработной платы руководителю одновременно с выплатой заработной платы работникам организации (п. 3.10 CAT).
При проведении конкурса на замещение должности руководителя предприятия или организации включать в состав конкурсной комиссии представителя территориального органа отраслевого профсоюза (п. 3.9 CAT).

Дополнительные выплаты в связи с отпуском

На речном транспорте определено, что после возвращения из межнавигационного отпуска на постоянное место работы выплачивается 75 процентов должностного оклада и оплачивается стоимость проезда к месту жительства и обратно (п. 5.30 СРТ).

Надбавки за награды и звания

В Соглашении на речном транспорте указано, что работникам, награжденным государственными, ведомственными наградами или подтвердившим звание "Лучший по профессии", "Специалист высшего класса", устанавливаются с учетом мнения выборного профсоюзного органа и финансовых возможностей организации надбавки к тарифным ставкам (должностным окладам), размер которых определяется коллективным договором (п. 5.33 СРТ).

Выплата иностранной валюты взамен суточных
и оплата инвалютных расходов

В соответствии с Соглашением на речном транспорте в период нахождения речных судов в заграничном плавании членам экипажей этих судов выплачивается иностранная валюта взамен суточных в следующих размерах:
старшему командному составу от 12 до 17 долларов;
остальному командному составу от 11 до 14 долларов;
рядовому составу от 8 до 10 долларов.
Конкретный размер выплаты иностранной валюты взамен суточных устанавливается с учетом классификации и видов флота (5.13).
Если в результате выполнения членами экипажа работ, не входящих в круг их прямых обязанностей, была получена экономия иностранной валюты или выплачена валюта инофирмой сверх сумм фрахта, то экипажу выплачивается не менее 50 процентов полученной или сэкономленной иностранной валюты (п. 5.14 СРТ).
Производится также оплата инвалютных расходов, связанных с выходом в загранрейс уполномоченного соответствующего профсоюзного органа для обследования условий труда и быта членов экипажа и участия в расследовании несчастных случаев на производстве в размере, определяемом коллективным договором (п. 5.26 СРТ).

Порядок выплаты заработной платы

На автомобильном транспорте в Соглашении содержится общее положение из трудового законодательства о том, что выплата заработной платы производится не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором, в рабочее время, как правило, в месте выполнения работы, либо перечисляется на счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором.
В Соглашении на железнодорожном транспорте предусмотрено также обеспечивать выплату заработной платы в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации в сроки, определенные правилами внутреннего трудового распорядка, коллективными договорами, трудовыми договорами (п. 2.10 СЖТ).
Несколько иная формулировка этого положения содержится в Соглашении на речном транспорте, где указано, что заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в дни. установленные правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным договором, трудовым договором, и только по письменному заявлению самого работника могут быть установлены иные сроки выплаты заработной платы (п. 5.25 СРТ).
В гражданской авиации указывается лишь, что конкретные даты выплаты заработной платы работникам фиксируются в коллективных договорах организаций ГА (п. 5.8 СГА).
Соглашение на речном транспорте, кроме того фиксирует, что в случае невыплаты заработной платы причитающаяся работнику сумма индексируется в размере, определяемом коллективным договором и в соответствии с действующим законодательством (п. 5.23 СРТ). В случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник вправе, оповестив работодателя в письменной форме, приостановить работу до момента фактической выплаты ему причитающейся суммы. Работодатель может оплачивать ему все пропущенные дни на условиях коллективного договора (п. 5.24 СРТ). При этом указано, что не допускается приостановка работы в случаях, перечисленных в статье 142 Трудового кодекса Российской Федерации.
А на автомобильном транспорте в Соглашение включено несколько положений об ответственности за задержку зарплаты. В них указано, что, при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере, установленном в коллективном договоре, но не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Работодателям рекомендуется включать в хозяйственные договоры на выполнение работ (услуг) положения о компенсировании заказчиком дополнительных расходов организаций, связанных с несвоевременной оплатой работ (услуг) (п. 3.5 CAT). В организациях, где на 1 января 2005 года имелась задержка выплаты заработной платы, в течение месяца с момента вступления в силу Соглашения с участием соответствующих профсоюзных органов должен быть составлен график погашения задолженности и должны быть приняты меры по полной ее ликвидации.
Следует отметить, что при заключении соглашений были зафиксированы различные позиции сторон по вопросам оплаты труда. Они получили отражение в протоколах разногласий, включенных в качестве приложений к соответствующим соглашениям.

И. Лобанова,
юрист

"Кадровик. Трудовое право для кадровика", N 9, сентябрь 2006 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий