19 октября 2014 г.

Обеспечение работников пособиями по временной нетрудоспособности (противоречия в правовом регулировании)

Социально-страховые отношения тесно связаны с социально-трудовыми отношениями, и вытекают из них. Такой вывод напрашивается при обращении к соответствующим положениям Конституции РФ. Так, в пункте 1 статьи 34 Конституции четко сказано о праве каждого на свободное использование своих способностей и имущества для не запрещенной законом деятельности.
В статье 37 Конституции говорится о свободе труда каждого и запрете принудительного труда. Такие конституционные предписания можно расценивать следующим образом: не должно существовать каких-либо барьеров, которые бы препятствовали реализации гражданином своего права на труд или предпринимательскую и иную деятельность. Иными словами, должна существовать возможность свободы приложения труда, независимая от всевозможных ограничений.

С 7 января 2002 года максимальные размеры пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам за полный календарный месяц не могут превышать 11 700 рублей.
Таким образом, нормы других отраслей системы российского права не должны препятствовать свободному приложению труда человека. Наиболее тесно связанным с трудовым правом признается право социального обеспечения*(1). Следовательно, нормы права социального обеспечения не должны вступать в противоречие с нормами трудового права в части свободы труда.
В то же время в праве социального обеспечения действуют нормы, которые прямо и косвенно принуждают ("привязывают") работника к своему рабочему месту. Так, до сих пор от работника требуется наличие непрерывного трудового стажа при определении размера пособия по временной нетрудоспособности. Вполне очевидно, что существующая зависимость размера такого пособия от непрерывного трудового стажа препятствует любому гражданину свободно использовать свои способности для предпринимательской или иной экономической деятельности. В реальности получается, что работник принудительно находится под угрозой материальной необеспеченности при наступлении временной нетрудоспособности, если она наступит после того, как прервется его непрерывный трудовой стаж. Налицо противоречие норм двух отраслей российской системы права.
Теперь обратимся к статье 39 Конституции РФ. В ней прямо говорится на установление государственных пенсий и пособий законом. Такое конституционное положение свидетельствует о необходимости только законодательного регулирования отношений, связанных с обеспечением работников социально-страховыми пособиями.
Рассмотрим, как сейчас обстоят дела на практике. В настоящее время при исчислении размеров пособий временной нетрудоспособности, по беременности и родам применяются правовые нормы, принятые в советский период. К ним относятся: Правила исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию*(2), Основные условия обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию*(3), Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию*(4). Как видим, правовое регулирование отношений по обеспечению граждан пособиями по социальному страхованию осуществляется на уровне подзаконных нормативных правовых актов. Необходимость изменения и приведения перечисленных актов, регулирующих отношения по обеспечению пособиями по социальному страхованию, в соответствие с конституционными требованиями, очевидна*(5).
Попытку частичного решения возникающих проблем в деле обеспечения граждан пособиями по социальному страхованию предпринял Президент РФ, издав Указ от 15 марта 2000 г. "О размере пособия по временной нетрудоспособности"*(6).
Что произошло с принятием названного Указа Президента РФ? Этим указом установлено, что пособие по временной нетрудоспособности исчисляется исходя из фактического заработка работающих граждан и не может превышать за полный календарный месяц сумму, равную 85-кратному минимальному размеру оплаты труда (МРОТ), установленному федеральным законом. До принятия Указа не было какого-либо ограничения максимального размера для работников, имевших непрерывный трудовой стаж более 8 лет*(7). Позже с 1 января 2002 года максимальные размеры пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам за полный календарный месяц не могут превышать 11 700 рублей. В районах и местностях, где в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам определяются с учетом этих коэффициентов. (Пособие по временной нетрудоспособности без ограничения его максимального размера выплачивается только отдельным категориям работающих граждан в случаях, установленных федеральными законами. Такое правило касается, например лиц, пострадавших на производстве в результате травмы или профессионального заболевания*(8)).

Теперь посмотрим, что дало работникам введение этихновшеств? Каким стало, например соотношение максимального размера пособия по временной нетрудоспособности относительно МРОТ*(9).
Из представленной таблицы видны изменения в максимальном размере пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.
С 1 января 2002 г. максимальный размер пособия стал фиксированным (в твердой сумме) и в дальнейшие годы составил:
с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2004 г. - 11 700 руб. в месяц (Федеральный закон от 11 февраля 2002 г. N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" (ст. 15)*(10); с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2005 г. - 12 480 руб. в месяц (Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 202-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год" (ст. 8);*(11)
с 1 января 2006 г. - по настоящее время - 15 000 руб. в месяц (Федеральный закон от 22 декабря 2005 г. N 180-ФЗ "Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2006 году" (ст. З)*(12).
Итак, максимум пособий относительно МРОТ неуклонно снижается. (Правда, в 2006 году такой разрыв несколько сглаживается). Причины такого положения дел общеизвестны. Они кроятся в пренебрежении государством мнений ученых и специалистов, которые в свое время критиковали замену страховых взносов на обязательное социальное страхование единым социальным налогом (ЕСН). Общеизвестно, что природа и целевое назначение страховых взносов и ЕСН по сути своей это разные платежи.
Таким образом, Указ Президента РФ от 15 марта 2000 г. не решил принципиальный вопрос - о легитимности использования на практике понятия "непрерывный трудовой стаж" и законности его существования как правовой категории. Указ лишь ответил на вопрос правоприменителей об упорядочении вопросов, связанных с максимальным размером пособия по временной нетрудоспособности.
Что касается самого понятия "непрерывный трудовой стаж", по сути своей этот указ пролонгировал старые подзаконные нормы советского периода об этом стаже. Отметим, что нормы Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, Основных условий обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию были предметом многократного рассмотрения в судах разного уровня, включая и высшие инстанции*(13). На наш взгляд, не вызывает сомнения факт их противоречивости Конституции РФ в части недопустимости умаления материальных прав и социальных гарантий граждан.
По существу проблема правомерности действия перечисленных нормативных правовых актов советского периода, их законности и конституционности осталась не решенной.
В заключение отметим следующее.
Система обязательного социального страхования включает в себя следующие подсистемы (или относительно самостоятельные системы): обязательное пенсионное страхование, социальное страхование временной нетрудоспособности, материнства, отцовства и детства, медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (как относительно самостоятельная и обособленная система), страхование в случае безработицы. Само название каждой системы социального страхования указывает на присущие ей виды страхования.
В основе каждого вида страхования лежит определенный вид социального страхового риска. Поэтому каждый из названных видов страхования обеспечивает защиту застрахованным лицам (в отдельных случаях и членам их семей) от данного риска. Данное социальное страхование носит обязательный характер, что должно находить выражение в обязанности государства участвовать в нем посредством законодательных установлений.

В. Галаганов,
профессор кафедры трудового права и права социального
обеспечения Академии труда и социальных отношений

Ю.Л. Корсаненкова,
соискатель кафедры трудового права и права социального
обеспечения Академии труда и социальных отношений

"Кадровик. Трудовое право для кадровика", N 9, сентябрь 2006 г.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) В свое время право социального обеспечения отпочковалось оттрудового права, и сейчас оно является самостоятельной правовой отраслью.
*(2) Утверждены Постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1973 г. N 252.
*(3) Утверждены Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23 февраля 1984 г. N 191.
*(4) "Утверждено Постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. N 13-6.
*(5) На этот счет имеется соответствующий законопроект, который длительное время находится на рассмотрении в Государственной думе РФ.
*(6) СЗ РФ. 2000. N 12. Ст. 1259.
*(7) Правда, одно время существовало косвенное ограничение максимального размера пособия по временной нетрудоспособности. Так, при исчислении этого пособия существовало ограничение фактического заработка двойной тарифной ставкой или двойным должностным окладом.
*(8) См. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
*(9) Подробно см.: Кучма М.И. Снижение уровня государственных гарантий в праве социального обеспечения в связи с изменениями в законодательстве о пособиях. - Гарантии реализации прав граждан в сфере труда и социального обеспечения. Практика применения трудового законодательства и законодательства о социальном обеспечении: материалы Международной научно-практической конференции / Под ред. К.Н. Гусова. М., 2006. С. 558-560.
*(10) СЗ РФ. 2002. N 7. Ст. 628.
*(11) СЗ РФ. 2005. N 1 (часть 1). Ст. 28.
*(12) СЗ РФ. 2005. N 52 (часть 1). Ст. 5593.
*(13) См. Определение Конституционного Суда РФ от 4 марта 2004 г. N 138-О; Решения Верховного суда РФ от 15 августа 2002 г. N ГКПИ 2002-868, от 20 августа 2002 г. N ГКПИ 2002-771; Определения Верховного суда РФ от 3 октября 2002 г. N КАС 02-527, от 4 марта 2004 г. N 138-О и др.

Комментариев нет:

Отправить комментарий