26 октября 2014 г.

Инвестирование накопительной части трудовой пенсии

В соответствии с законодательством, вступившим в действие с 2002 года, трудовая пенсия состоит из трех частей - базовой, страховой и накопительной. Все три части формируются за счет обязательных отчислений работодателя в виде единого социального налога в размере 26% от фонда оплаты труда работников, из которых 20% направляется на пенсионное обеспечение. Каждая из этих частей формируется, исчисляется, индексируется и пересчитывается по собственным правилам. Общий размер трудовой пенсии равен сумме ее частей.
Размер базовой части трудовой пенсии устанавливается государством в твердой сумме практически для всех пенсионеров. Фактически данная часть трудовой пенсии существует вне рамок обязательного пенсионного страхования и относится к государственному пенсионному обеспечению. В настоящее время размер базовой части трудовой пенсии по старости составляет 1035 руб., что ниже прожиточного минимума пенсионера.
Размер страховой части трудовой пенсии устанавливается исходя из двух слагаемых - суммы расчетного пенсионного капитала и суммы страховых взносов, поступивших на финансирование данной части пенсии от работодателей в пользу конкретного работника с 1 января 2002 года.
Суммы страховых взносов, поступившие в Пенсионный фонд Российской Федерации, учитываются на индивидуальном лицевом счете работника.
Однако фактически выплата страховой части пенсии осуществляется по распределительным принципам, что ставит ее в зависимость от демографической ситуации в стране.
Накопительная часть трудовой пенсии устанавливается в зависимости от суммы страховых взносов, поступивших в пользу застрахованного лица на финансирование данной части пенсии, и инвестиционного дохода (что в совокупности составляет пенсионные накопления работника). Данная часть трудовой пенсии формируется исключительно на накопительной основе. Пенсионные накопления не расходуются на выплату трудовых пенсий другим пенсионерам, а инвестируются по правилам Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации". После достижения гражданином пенсионного возраста он получит в виде накопительной части трудовой пенсии именно свои деньги, а не деньги следующего поколения работающих граждан.
Следовательно, размер накопительной части трудовой пенсии поставлен в прямую зависимость от поступивших в ПФР страховых взносов и суммы полученного инвестиционного дохода, а не от стажа и заработка, как было ранее.
Таким образом, размер накопительной части зависит и от решения работника - от того, кому он доверит сохранение и преумножение пенсионных накоплений. Поскольку каждому гражданину Российской Федерации, имеющему право на накопительную часть трудовой пенсии, дано право выбора страховщика или управляющих компаний, т.е. организации, которая будет осуществлять формирование пенсионных накоплений, важнейшим элементом становится процесс выбора.
С 1 января 2002 г. право на накопительную часть трудовой пенсии получили все мужчины 1953 года рождения и моложе, и все женщины 1957 года рождения и моложе.
С 1 января 2005 г. накопительная часть трудовой пенсии у мужчин с 1953 г.р. и женщины с 1957 г.р. до 1966 года рождения не пополняется новыми страховыми взносами.
Согласно Федеральному закону от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", этим страховщиком может являться как Пенсионный фонд Российской Федерации, так и любой выбранный застрахованным лицом негосударственный пенсионный фонд, имеющий соответствующее разрешение на деятельность по обязательному пенсионному страхованию.
У застрахованного лица есть три варианта поведения при инвестировании:
1) Ничего не делать и оставить свои накопления в ПФР.
Иными словами, получив письмо из ПФР, никак не реагировать на него. В этом случае деньги остаются в ПФР и передаются им государственной управляющей компании (сейчас - Внешэкономбанк).
2) Выбрать частную управляющую компанию (УК) и передать ей свои пенсионные накопления в управление.
В сентябре 2003 года Министерство финансов (уполномоченный федеральный орган по контролю за деятельностью по инвестированию средств пенсионных накоплений) провел так называемый конкурс среди управляющих компаний. 55 УК, соответствующие нескольким критериям, указанных в Постановлении Правительства от 26.06.2003 N 390, были допущены к этой деятельности. Полный список таких компаний был опубликован в средствах массовой информации.
3) Выбрать негосударственный пенсионный фонд (НПФ) и передать ей свои пенсионные накопления.
С 2004 года застрахованное лицо сможет выбирать не только между частной УК и ПФР, но также и перевести свои накопления в негосударственный пенсионный фонд (НПФ). При этом гражданин заключает с НПФ договор обязательного пенсионного страхования и как бы выходит их системы ПФР, хотя и сохраняет право в дальнейшем вернуться в него.
Для перевода накопительной части трудовой пенсии из Пенсионного фонда России в негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий деятельность по обязательному пенсионному страхованию необходимо:
1) подписать 3 экземпляра договора об обязательном пенсионном страховании с выбранным негосударственным пенсионным фондом;
2) заполнить заявление (причем нужно это сделать без ошибок, иначе ПФР ответит отказом) и передать его в ПФР. Здесь появляется новая проблема - необходимость заверения подписи. Для этого необходимо:
- либо лично явиться в отделение ПФР (но там могут быть большие очереди);
- либо заверить свою подпись на заявлении у нотариуса (но это стоит денег, да и очередь тоже возможна);
- либо заверить свою подпись в "организации, заключившей с Пенсионным фондом России соглашение о взаимном удостоверении подписей" (иначе такая организация будет именоваться "трансфер-агент") - этот статус получили негосударственные пенсионные фонды (занимающиеся обязательным пенсионным страхованием), коммерческие банки (обладающие широкой филиальной сетью по России) и крупные работодатели.
Для выбора Управляющей компании необходимо заполнить только заявление (причем нужно это сделать без ошибок, иначе ПФР ответит застрахованному лицу отказом) и передать его в ПФР.

1. Правовой статус государственной управляющей
компании (Внешэкономбанк - ГУК)


На сегодняшний день государственной управляющей компанией назначен (Постановлением Правительства от 22 января 2003 г. N 34.) Внешэкономбанк СССР. Он является банком ныне не существующего государства, а по законодательству России считаться банком он не может по причине отсутствия соответствующей лицензии. И не случайно, что данное назначение ВЭБ, причем осуществленное без какого-либо предварительного гласного обсуждения, вызвало резкую критику со стороны ведущих частных УК.
Правительство оправдывало назначение ВЭБ соображениями экономии: в самом деле, создавать новую государственную организацию с нуля, оснащать ее необходимой техникой и набирать штат квалифицированных сотрудников - дело, несомненно, затратное, а у ВЭБа все это было в наличии. Со своей стороны, участники рынка выдвигали две основные претензии: непрозрачность деятельности ВЭБ и возможный конфликт интересов.
Какими документами определяется правовой статус ВЭБ - понять крайне сложно. Ни один из действующих российских законов его не регламентирует. Его устав утвержден постановлением Совета Министров СССР от 14 июня 1988 г. N 745.
Средства, находящиеся в управлении ВЭБ, могут быть вложены (инвестированы) в следующие активы:
- государственные ценные бумаги - рублевые или валютные;
- денежные средства на счетах в банках - рубли или валюту;
- ипотечные ценные бумаги с государственной гарантией (пока таких ценных бумаг в России нет).





2. Правовой статус частной управляющей компании


Из УК гражданин может выбрать только 1 компанию для управления средствами, учтенными на его накопительном счете. ПФР заключил с УК договора доверительного управления и не позднее 31 марта соответствующего года должен передавать ей средства всех граждан, выбравших свою УК.
У частных УК больше возможностей выбора разных привлекательных активов, в которые они смогут вложить средства пенсионных накоплений - это позволяет надеяться на более высокую доходность. Но, с другой стороны, это означает и больший риск таких вложений (хотя возможности рисковать законодательно существенно ограничены).

Где могут размещать средства частные УК


Согласно Федеральному закону от 24.07.2002 N 111-ФЗ (ст. 26), пенсионные накопления могут быть размещены частными управляющими компаниями в:
1. государственные ценные бумаги Российской Федерации;
2. государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации;
3. облигации российских эмитентов, помимо указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта;
4. акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ;
5. паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов;
6. ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации об ипотечных ценных бумагах;
7. денежные средства в рублях на счетах в кредитных организациях;
8. депозиты в рублях в кредитных организациях;
9. иностранную валюту на счетах в кредитных организациях.
Выбор управляющей компании, которой работник решает доверить управление своими пенсионными накоплениями, - важный и ответственный шаг. Впервые в истории нашего государства граждане получают возможность повлиять собственными решениями на размер своей будущей пенсии.
Хотя та сумма, которой работник можете распорядиться сейчас, невелика (на счетах у большинства граждан по итогам 2002-2005 гг. накоплено около 10 000 рублей), но она будет год от года возрастать: во-первых, благодаря поступлению новых пенсионных взносов, во-вторых, за счет инвестиционного дохода, который сумеет получить для работников управляющая компания (УК). Таким образом, общий результат будет сильно зависеть от мастерства и профессионализма УК.
Если работник останется недоволен результатами работы выбранной УК, то он сможете ее поменять, но такая возможность по законодательству предоставляется только один раз в год. Поэтому лучше с самого начала серьезно отнестись к своему выбору.
Однако при выборе УК не существует однозначно лучшего, единственно верного решения, - нельзя назвать "самую лучшую компанию". Ведь заранее нельзя с уверенностью сказать, какой из управляющих компаний удастся показать лучшие результаты, тем более за очень долгий период времени. Поэтому выбор работника - это не решение арифметической задачи с заранее известным правильным ответом, до которого только надо добраться.
Поэтому можно предложить следующий возможный алгоритм выбора, но необходимо помнить, что многие вопросы не имеет однозначного решения и определяются только собственными предпочтениями.

Шаг 1. Найти список управляющих компаний, прошедших конкурс
Список можно найти в газетах ("Российская газета", "Труд", "Комсомольская правда" и др.), в Интернете (на сайте Минфина www.minfin.ru/pens/rescon/htm, на сайте Международной Конфедерации обществ потребителей www.pension.spros.ru, на сайте Национальной лиги управляющих www.cic.ru, на сайте "Информационно-аналитический портал пенсионной индустрии" www.fundshub.ru и др.), а также в отделениях Пенсионного фонда России (ПФР). Но сам по себе список не слишком информативен: он включает в себя только название компании, ее адрес и ИНН.

Шаг 2. Решить, что для застрахованного лица наиболее важно в работе УК:
- ее надежность;
- ее информационная открытость;
- ожидаемая доходность ее работы;
- ее деловая репутация.
Оценить эти характеристики компании можно на основе следующих параметров.
2.1. Параметры, характеризующие надежность УК:
- стаж работы в области управления активами: при прочих равных чем он больше, тем лучше.
Если компания давно работает на этом рынке, имеет большой накопленный опыт, то меньше вероятность, что она будет допускать серьезные ошибки. Формальный критерий - дата получения лицензии на право управления паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами (не может быть раньше 1996 года). Но надо иметь в виду, что некоторые компании ранее занимались деятельностью по доверительному управлению на основе другой лицензии - значит, у них опыт тоже есть.
Хорошо, когда компания имеет опыт работы как на растущем, так и на падающем рынке. Российский фондовый рынок падал в 1997-1998 и в 2000 годах.
Если вы узнаете, что какая-либо компания начала реальную работу спустя много времени после получения лицензии, это тревожный признак: в этом случае формальный стаж еще не говорит о наличии практического опыта;
- сумма собственных средств (размер собственного капитала): при прочих равных, чем она больше, тем лучше. Минимальный уровень, который был установлен условиями конкурса, - 50 млн рублей.
Собственные средства - это все имущество компании за вычетом ее долгов (или, выражаясь более официально, активы за вычетом обязательств), причем при расчете этого показателя не учитываются некоторые сомнительные виды имущества. Грубо говоря, сумма собственных средств - это то, что осталось бы у компании, если бы она продала все свое имущество и расплатилась со всеми своими долгами. Большой размер этого показателя, во-первых, говорит о серьезности намерений учредителей компании, которые дали ей достаточно много денег, а во-вторых, позволяет надеяться, что в случае непредвиденных неприятностей (например, компания из-за своих ошибок причинила клиентам убытки) она сможет расплатиться с пострадавшими клиентами.
Этот показатель интересно смотреть в динамике: если он резко вырос в последние месяцы, значит, учредители компании форсировали ее "накачку" для участия в конкурсе УК, Нравится ли вам это обстоятельство - решайте сами.
- сумма средств, которыми управляет компания (объем активов под управлением): при прочих равных, чем она больше, тем лучше. Минимальный уровень, который был установлен условиями конкурса, - 100 млн рублей;
Этот параметр показывает, сколько денег различные клиенты УК - индивидуальные инвесторы, купившие паи паевых инвестиционных фондов, или негосударственные пенсионные фонды, или страховые компании - доверили ей для управления. Большой объем этих средств говорит о том, что достаточно много участников рынка доверяют этой компании. Причем эту величину, как и предыдущую, интересно смотреть в динамике: если большие суммы пришли под управление данной компании недавно, то у нее может не быть достаточного опыта работы с ними, не иск лючена и специальная "накачка" под конкурс. А вот если компания давно управляет крупными суммами и при этом они год от года растут, значит, она действительно пользуется доверием своих клиентов.
Большая сумма средств под управлением позволяет компании также обеспечивать экономию на масштабах: иначе говоря, затраты компании на управление распределяются по большой сумме привлеченных средств, и это позволяет ей брать более низкие комиссионные.
2.2. Параметры, характеризующие информационную открытость УК:
- есть ли у компании специальный контактный телефон по пенсионным вопросам;
- есть ли у компании сотрудник (сотрудники), ответственные за контакты по пенсионным вопросам;
- есть ли у компании специальный пенсионный раздел на сайте, если есть - насколько он информативен;
- насколько легко найти информацию о компании в прессе;
- доступна ли финансовая отчетность компании за последнее время - например, за 2002-2005 гг. и за последний отчетный квартал текущего года.
2.3. Параметры, характеризующие ожидаемую доходность работы УК:
- какой инвестиционный портфель предлагает компания. Если в предполагаемой структуре портфеля преобладают облигации (особенно государственные) и мала доля акций, то ожидаемая доходность портфеля будет невысокой, хотя растет его надежность. Если, наоборот, в портфеле планируется достаточно большая доля акций, то ожидаемая доходность будет более высокой, но вместе с тем надежность портфеля снижается. Вероятно, отличия между предлагаемыми портфелями не будут очень сильными, но присмотреться все же стоит - особенно, если одна УК предлагает несколько разных портфелей;
- каковы результаты прошлой доходности работы компании;

Внимание! Это очень коварный параметр, поскольку доходность по разным видам доверительного управления считается по-разному. Те УК, которые управляли паевыми инвестиционными фондами (ПИФ), публиковали подробную статистику своей доходности - но она неизбежно будет разной у ПИФов акций и ПИФов облигаций. Те УК, которые управляли негосударственными пенсионными фондами (НПФ), вообще не обязаны публиковать такую отчетность. Поэтому не следует выбирать компанию только по лучшим абсолютным показателям доходности.
- каков размер комиссионных, взимаемых управляющей компанией (не может превышать 1% от средней стоимости чистых активов под управлением на оплату необходимых расходов плюс 10% от инвестиционного дохода в качестве собственно вознаграждения за работу).
Чем ниже комиссия, тем лучше клиенту: ведь УК будет брать плату за свои услуги из денег застрахованного лица.
2.4. Параметры, характеризующие деловую репутацию УК:
- существует ли у данной компании деловые связи с банками, финансово-промышленными группами, органами государственной власти и другими организациями, которым можно доверять;
- есть ли у компании широкая сеть региональных представительств и филиалов.
Впрочем, отсутствие такой сети не мешает застрахованному лицу выбрать компанию, которая зарегистрирована и работает в другом городе: лицензия любой УК распространяется на всю территорию РФ;
- попадала ли компания в скандальные ситуации или нет;
- насколько известен бренд (торговая марка) компании в целом;
- насколько знакомым известны отдельные руководители и сотрудники УК.

Шаг 3. Получить информацию о различных УК по вышеперечисленным позициям
Источники: газеты, Интернет (включая сайты самих УК), профессиональные консультации, общение с коллегами и знакомыми, посещение офисов УК - если есть возможность:

Шаг 4. Выбрать наиболее понравившуюся компанию
За соблюдением законодательства управляющими компаниями будут следить, во-первых, государственные чиновники, а во-вторых, специализированный депозитарий - организация, в чьи обязанности входит хранение имущества, в которое вложены средства пенсионных накоплений, и контроль за действиями управляющих. Кроме того, управляющие должны будут застраховать свою ответственность в страховых компаниях.




Правовой статус негосударственного пенсионного фонда


Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) - это особая некоммерческая организация социального обеспечения, специально созданная для пенсионного обеспечения населения. В соответствии с законодательством негосударственные пенсионные фонды осуществляют:
- деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;
- деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и договорами об обязательном пенсионном страховании;
- деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.
В настоящее время в России действуют более 290 НПФ, имеющих соответствующую лицензию. Вкладчики как предприятия, так и отдельные граждане - перечисляют пенсионные взносы в пользу более чем 5 млн человек. Около 400 тыс. человек (каждый сотый пенсионер в России) уже получают негосударственную пенсию.
Деятельность НПФ регулируется Федеральным законом от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах". В связи с началом пенсионной реформы 10 января 2003 года в закон внесены изменения и дополнения, которые определили порядок участия НПФ в обязательном пенсионном страховании, а также существенно ужесточили требования к их деятельности.

Как работает НПФ со средствами накопительной части трудовой пенсии?
Если работник решил доверить свои пенсионные накопления негосударственному пенсионному фонду, то Пенсионный фонд России переводит средства, отраженные в специальной части индивидуального лицевого счета работника, в выбранный им НПФ. В НПФ также переводятся средства, которые его работодатель перечислил в Пенсионный фонд России на финансирование накопительной части трудовой пенсии в текущем году. Накопленные средства переводятся до 31 марта текущего года, а поступившие взносы - после того, как работодатель представит в ПФР сведения по каждому своему работнику, а ПФР разнесет их по индивидуальным счетам персонифицированного учета (в соответствии с законодательством это должно быть сделано до 1 июля). Негосударственный пенсионный фонд организует инвестирование пенсионных накоплений. Доход от инвестирования отражается в специальной части индивидуального лицевого счета работника. При достижении работником пенсионного возраста фонд обеспечивает выплату ему пожизненной пенсии, рассчитанной исходя из размера пенсионных накоплений, отраженных в специальной части его индивидуального лицевого счета.

Как сохраняются и преумножаются пенсионные накопления?
НПФ инвестирует пенсионные накопления граждан через управляющие компании, допущенные для инвестирования средств пенсионных накоплений по результатам специального конкурса, проводимого Министерством финансов России. К инвестиционному портфелю негосударственного пенсионного фонда предъявляются такие же требования и на него накладываются такие же ограничения, какие установлены для управляющих компаний, работающих с Пенсионным фондом России. Контроль за соблюдением фондом состава и структуры инвестиционного портфеля пенсионных накоплений в ежедневном режиме осуществляет специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда. В случае нарушений со стороны управляющих компаний депозитарий сообщает об этом НПФ, а при наличии нарушений у НПФ депозитарий сообщает в Федеральную службу по финансовым рынкам, который применяет к фонду установленные действующим законодательством меры воздействия.
В то же время инвестирование пенсионных накоплений, осуществляемое НПФ, имеет существенные особенности по сравнению с инвестированием, которое осуществляют управляющие компании. Если пенсионные накопления застрахованного лица размещены в Государственной управляющей компании или частной управляющей компании, то застрахованное лицо выбирает один из инвестиционных портфелей, которые указаны в договоре доверительного управления, заключенном между управляющей компанией и Пенсионным фондом России. При изменении инвестиционной обстановки компания обязана принимать или не принимать свои решения только в рамках инвестиционного портфеля, указанного в договоре.
НПФ заключает договор о доверительном управлении, как правило, с несколькими управляющими компаниями, что существенно снижает уровень возможных рисков.
Инвестиционная декларация каждой управляющей компании определяется при заключении договора. Фонд имеет возможность оперативно реагировать на изменение инвестиционной обстановки, меняя размер пенсионных накоплений, направляемых в ту или иную управляющую компанию или менять соотношение пенсионных накоплений размещенных в том или ином активе.
Негосударственные пенсионные фонды, в отличие от управляющих компаний, имеют договорные отношения с каждым из своих клиентов, ведут персональный учет застрахованных лиц и поступивших на их счета сумм, они знают своих клиентов, что называется, в лицо. Персонифицированный учет позволяет фонду доводить до сведения застрахованного лица информацию о рыночной стоимости его пенсионных накоплений.

Какие обязанности возникают у негосударственного пенсионного фонда перед застрахованным лицом?
Негосударственный пенсионный фонд, который получил право работать с пенсионными накоплениями застрахованных лиц, обязан:
- ежегодно, не позднее 1 сентября направлять застрахованному лицу информацию о состоянии его пенсионного счета накопительной части трудовой пенсии;
- передавать средства пенсионных накоплений в другой негосударственный пенсионный фонд или в Пенсионный фонд России, если вы изъявите соответствующее желание;
- при появлении у застрахованного лица права на получение накопительной части трудовой пенсии производить ее назначение и осуществлять выплаты;
- в случае смерти застрахованного лица фонд обязан выплатить его правопреемникам установленные законодательством суммы.
Кроме того, негосударственный пенсионный фонд обязан представлять в Федеральную службу по финансовым рынкам установленную отчетность о результатах работы с пенсионными накоплениями граждан и публиковать в средствах массовой информации ежегодный отчет о формировании средств пенсионных накоплений.
Негосударственный пенсионный фонд не вправе отказать застрахованному лицу в заключение договора. Исключением из этого правила является случай, когда фонд в соответствии с порядком, установленным законом, заявил о приостановлении приема новых застрахованных лиц. Чтобы обеспечить перевод накоплений в негосударственный пенсионный фонд, застрахованное лицо должно заключить с этим фондом договор об обязательном пенсионном страховании. Договор заключается на неопределенный срок. Типовая форма договора утверждается Правительством Российской Федерации. Договор в обязательном порядке должен содержать номер страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования застрахованного лица. Он не может противоречить страховым правилам фонда. Лица, заключившие договор обязательного пенсионного страхования, учитываются в едином реестре застрахованных лиц. Договор вступает в силу со дня зачисления предыдущим страховщиком, в котором учитывались пенсионные накопления, (Пенсионным фондом России или другим негосударственным пенсионным фондом) средств пенсионных накоплений на счет фонда, с которым был заключен договор об обязательном пенсионном страховании.

На что необходимо обращать внимание при выборе НПФ?
При выборе негосударственного пенсионного фонда необходимо изучить все доступные материалы о его надежности, обратив внимание, прежде всего, на следующие данные:
1. Опыт и репутация НПФ на рынке негосударственного пенсионного обеспечения. Существует достаточно большое число негосударственных пенсионных фондов, которые успешно работают в области негосударственного пенсионного обеспечения на протяжении 5 и даже 10 лет, сохраняя и приумножая средства своих вкладчиков, несмотря на перепады в экономике. Особое внимание следует обратить на то, как фонд пережил кризис 1998 года. При этом фонд должен иметь опыт реальной выплаты негосударственных пенсий, что еще в большей степени характеризует его способность выполнять свои обязательства.
2. Личные впечатления от общения с сотрудниками фонда. Доверяйте своим личным впечатления от общения с сотрудниками фонда. В процессе заключения договора об обязательном пенсионном страховании рекомендуется уточнить все интересующие детали непосредственно в фонде или у его представителей. То, насколько вежливо и оперативно представители фонда помогут получить необходимую информацию и насколько подробно ознакомят с документацией фонда застрахованное лицо, может служить определенным критерием, как внимательно будут относиться к накоплениям застрахованных лиц в дальнейшем.
3. Сведения о размере имущества фонда. Для оценки надежности фонда, прежде всего, важен размер его имущества для обеспечения уставной деятельности. При наличии достаточного размера имущества фонд имеет возможность привлекать квалифицированных специалистов, использовать в своей работе современные технические средства и программное обеспечение. При достаточном размере имущества для обеспечения уставной деятельности у руководства фонда не возникает соблазн нецелевого использования пенсионных резервов и пенсионных накоплений.
4. Доходность размещения пенсионных резервов. Обязательно поинтересуйтесь процентами начислений на именные пенсионные счета участников фонда по негосударственному пенсионному обеспечению. Традиционно, НПФ реализуют консервативную стратегию размещения пенсионных резервов, поэтому наиболее приемлемым процентом начисления является величина, на несколько процентов превышающая инфляцию за этот год.

Что может произойти с негосударственным пенсионным фондом?
Негосударственный пенсионный фонд, как и любая другая организация, подвержен различным рискам в своей деятельности. Законодательством, регулирующим накопительную составляющую трудовой пенсии, предусмотрены меры по минимизации этих рисков и обеспечению во всех случаях сохранности пенсионных накоплений застрахованных лиц. Это обеспечивается особыми требованиями к финансовому состоянию и условиям деятельности НПФ. В числе таких требований:
- обязательное лицензирование деятельности негосударственного пенсионного фонда;
- разделение имущества НПФ на пенсионные резервы (средства, предназначенные исключительно для выполнения обязательств по негосударственному пенсионному обеспечению), пенсионные накопления (средства, накопленные на пенсионных счетах накопительной части трудовой пенсии) и имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда, раздельный учет этих видов имущества и недопустимость смешения операций по ним;
- законодательно установленный минимальный размер имущества для обеспечения уставной деятельности - 30 млн рублей;
- законодательный запрет на обращение взысканий по долгам фонда на имущество, составляющее пенсионные резервы и пенсионные накопления (исключением являются только долги фонда перед застрахованными лицами);
- открытость и прозрачность деятельности фонда для вкладчиков, участников и застрахованных лиц, что обеспечивается их ежегодным информированием о состоянии пенсионных счетов и обязательной публикация отчетов о деятельности фонда в средствах массовой информации;
- развитая система мер по обеспечению сохранности пенсионных резервов и пенсионных накоплений, включающая в себя требования к допустимым направлениям размещения пенсионных резервов и инвестирования пенсионных накоплений, в том числе предельные нормы размещения в отдельные объекты инвестирования, а также ежедневный контроль за составом и структурой пенсионных резервов и пенсионных накоплений со стороны специализированного депозитария;
- система страхования рисков, включающая в себя формирование страховых резервов, нормативный размер которых установлен государством, участие в объединенных гарантийных фондах или других формах внешнего страхования;
- наличие у фонда системы, внутреннего контроля, включающей в себя попечительский совет, формируемый из представителей вкладчиков и участников, и ревизионную комиссию.
Соблюдение негосударственными пенсионными фондами всех установленных законодательством условий деятельности контролируется специально уполномоченным на это федеральным органом Федеральная служба по финансовым рынкам (далее - ФСФР), и специализированным депозитарием, который, при наличии нарушений состава и структуры пенсионных резервов и пенсионных накоплений, обязан извещать ФСФР, а также дает согласие на проведение всех операций с пенсионными накоплениями. ФСФР контролирует деятельность фондов с помощью ежемесячной, ежеквартальной и ежегодной отчетности, предоставляемой фондами, а также путем проведения регулярных проверок деятельности фондов своими комиссиями. Получить право работать с пенсионными накоплениями граждан (стать страховщиком по обязательному пенсионному страхованию) может не каждый фонд. Кроме перечисленных выше обязательных для любого негосударственного пенсионного фонда требований, НПФ, решивший работать с пенсионными накоплениями граждан, должен удовлетворять дополнительным требованиям:
- иметь опыт работы по осуществлению негосударственного пенсионного обеспечения не менее двух лет;
- в течение не менее одного года вести одновременно не менее 5000 именных пенсионных счетов участников;
- иметь совокупный вклад учредителей не менее 30 млн рублей;
- не иметь актуарного дефицита по результатам актуарного оценивания в течение последних двух лет деятельности;
- не иметь фактов приостановления действия лицензии в течение последних двух лет деятельности.
Фонд, намеренный осуществлять деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, должен подать соответствующее заявление в ФСФР. Порядок и условия выполнения негосударственным пенсионным фондом обязательств по обязательному пенсионному страхованию определяются страховыми правилами фонда, которые разрабатываются фондом на основе типовых правил, утвержденных Правительством Российской Федерации. Пенсионные накопления учитываются как в негосударственном пенсионном фонде в форме ведения пенсионного счета накопительной части трудовой пенсии, так и в Пенсионном фонде России в форме специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Кроме того, Пенсионный фонд России ведет реестр застрахованных лиц, в котором отражаются сведения о том, какой негосударственный пенсионный фонд выбрало застрахованное лицо. Эти меры исключают возможность утраты сведений о пенсионных накоплениях застрахованного лица в случае реорганизации или ликвидации негосударственного пенсионного фонда. Реорганизация фонда может быть проведена только с согласия ФСФР и при наличии соответствующих заключений независимого аудитора и независимого актуария. При ликвидации фонда, которая может осуществляться только по основаниям, предусмотренным законом, и проводится комиссией, состав которой согласован с ФСФР, средства пенсионных накоплений застрахованных лиц передаются в Пенсионный фонд России. На них не могут быть обращены требования кредиторов фонда. В случае аннулирования у негосударственного пенсионного фонда лицензии средства пенсионных накоплений застрахованных лиц принудительно передаются в Пенсионный фонд России.





Основные особенности УК и НПФ


Управляющие компании


УК имеют довольно узкую сферу деятельности: управление активами паевых инвестиционных фондов (ПИФ) и негосударственных пенсионных фондов. Главная ценность управляющих компаний - люди, точнее, квалифицированные специалисты по рынку ценных бумаг: портфельные менеджеры и аналитики. Их работа заключается в том, чтобы на основе разнообразных научных методов и собственной интуиции выбирать для вложения денег наиболее перспективные ценные бумаги - акции и облигации. Они решают, когда и сколько тех или иных бумаг надо купить, когда и сколько продать. В этом будет состоять работа УК и при инвестировании пенсионных накоплений. Саму выплату пенсий управляющие компании не осуществляют.
Клиенты обычно оценивают качество работы УК прежде всего по тому, какой доход УК смогла ему принести. Однако более правильно учитывать не только фактически заработанный доход, но и тот риск, который УК допускала, чтобы его заработать. Это важно, поскольку риск в конечном счете ложится на клиента: если УК рискнула неудачно и проиграла, то деньги потерял клиент. С другой стороны, УК не имеет права гарантировать клиенту доход.
УК являются коммерческими организациями и потому должны зарабатывать прибыль. Главную роль в их доходах играют комиссионные за управление чужими деньгами. В одних случаях они берутся от общей суммы активов, которыми управляет УК, в других - только от доходов, которые УК принесла клиентам (возможны и комбинированные системы оплаты).

Негосударственные пенсионные фонды


Основная задача НПФ - обеспечивать пожилым гражданам выплату регулярных пенсий в дополнение к государственной пенсии. До 2004 года НПФ занимались только добровольным негосударственным пенсионным обеспечением: клиенты (граждане и предприятия) платят пенсионные взносы на добровольной основе, НПФ накапливают собранные взносы и вкладывают в ценные бумаги с целью получения дохода, а когда человек достигает пенсионного возраста - НПФ платит ему дополнительную пенсию.
С 2004 года граждане могут передавать в НПФ еще и свои пенсионные накопления, накопившиеся на их счетах в Пенсионном фонде России. НПФ будут накапливать эти средства, инвестировать их (передавая их в управление УК), а в будущем самостоятельно платить гражданам так называемую "накопительную пенсию" - это часть от общей трудовой пенсии.
С точки зрения клиента НПФ важна не только доходность от вложения пенсионных резервов в ценные бумаги, но и удобство взаимодействия с фондом, и его надежность: насколько точно и в полном объеме он выплачивает пенсию. Риски распределяются между фондом и клиентом по-разному, в зависимости от условий договора. При инвестировании пенсионных накоплений НПФ точно так же не вправе гарантировать клиенту определенную доходность, как и УК.
Если застрахованное лицо выбирает УК, то:
- считается, что оно остаетесь клиентом государственного Пенсионного фонда России;
- накопленную на его счете сумму пенсионных накоплений ПФР передает в доверительное управление выбранной управляющей компании;
- собственником этих средств являетесь не застрахованное лицо и не выбранная УК, а Российская Федерация;
- никакого договора с УК гражданин в этом случае не заключает (договор есть только между УК и ПФР);
- если одну компанию выбрало много граждан, то ПФР не дает ей информации о том, сколько именно людей и какие именно суммы доверили ей, - УК получает единую сумму в управление, по мере сил преумножает ее и отчитывается о результатах работы только перед ПФР;
- ПФР исходя из заработанного дохода сам зачисляет определенные суммы на счета граждан и сам уведомляет их о результатах инвестирования.
Если застрахованное лицо выбирает НПФ, то:
- считается, что оно перестает быть клиентом Пенсионного фонда России и становится клиентом НПФ;
- оно заключает договор с НПФ - так называемый "договор обязательного пенсионного страхования", и НПФ открывает ему особый счет;
- когда ПФР переведет пенсионные накопления в НПФ, то они перестанут быть собственностью Российской Федерации, а станут собственностью этого НПФ;
- следовательно, и ответственность перед гражданином будет нести фонд, а не РФ;
- НПФ "видит" каждого из своих клиентов, сам ведет его счет, сам отражает на нем полученный доход;
- НПФ сам предоставляет клиентам информацию о результатах своей работы.

Кто может заработать для своих клиентов больше денег - УК или НПФ?
Справедливость требует признать, что при прочих равных доходность в УК, скорее всего, будет выше.
Средства пенсионных накоплений в обоих вариантах (хоть в УК, хоть в НПФ) можно вкладывать в одни и те же ценные бумаги в одних и тех же пропорциях, так что инвестиционные портфели УК и НПФ будут примерно одинаковы по составу и по доходности. Но при этом НПФ не могут вкладывать деньги самостоятельно - они должны все равно нанимать себе УК.
Теперь посчитаем:
Если застрахованное лицо выбрало для вложения своих пенсионных накоплений УК, то она вправе брать за свои услуги до 10% от заработанного инвестиционного дохода, да еще до 1,1% от суммы активов на покрытие своих издержек.
Если же застрахованное лицо выбрали НПФ, то фонд должен сначала будет расплатиться с выбранной им УК за ее услуги (по расценкам, указанным выше), а потом еще вправе взять до 15% от оставшегося инвестиционного дохода на свои собственные расходы. Клиенту, вероятно, достанется меньше, чем при работе через УК.
С другой стороны, НПФ может воспользоваться услугами не одной, а нескольких УК, что позволяет снизить риск при сохранении приемлемой доходности.

М. Афанасьев,
главный специалист Отдела подготовки и сопровождения
пенсионных договоров Департамента пенсионного обеспечения
Негосударственного пенсионного фонда "Благосостояние"


"Кадровик. Трудовое право для кадровика", N 8, август 2006 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий