30 октября 2014 г.

Льготы и компенсации работающим инвалидам


Лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты, является инвалидом.
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид".

В последние годы в Российской Федерации наблюдается рост численности инвалидов. Так, если в 1995 году их было 6,3 млн человек, то в 2006 году их уже 12,8 млн человек. За 10 последних лет число инвалидов увеличилось более чем в два раза. Ежегодно признаются инвалидами около 3,5 млн человек, в том числе более 1 млн человек - впервые.
Во многом это обусловлено высоким уровнем заболеваемости и травматизма населения, недостаточным качеством медицинской помощи и услуг, оказываемых лечебно-профилактическими учреждениями и учреждениями медико-социальной экспертизы, а также другими причинами.
Основную долю в общей численности инвалидов составляют инвалиды II группы - 64%. Вместе с инвалидами I группы этот показатель составляет около 80%.
Увеличивается число инвалидов трудоспособного возраста и детей-инвалидов.
В настоящее время лишь в 3-5 процентах случаев удается восстановить трудоспособность и устранить ограничения жизнедеятельности у этой категории граждан. Только 15 процентов инвалидов трудоспособного возраста вовлечены в профессиональную деятельность.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ определяет Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями).

Признание лица инвалидом


Признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом определяют Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95.
Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, предусмотренных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 августа 2005 года N 535 "Об утверждении классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы".
Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности к трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала.

Система социальной защиты и поддержки инвалидов


Система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества представляет собой понятие социальной защиты инвалидов.
При этом система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами (кроме пенсионного обеспечения) является социальной поддержкой инвалидов.
Социальная защита и поддержка инвалидов обеспечиваются государством на двух уровнях:
- федеральном,
- региональном.
К ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относятся:
- определение государственной политики в отношении инвалидов;
- принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о социальной защите инвалидов (в том числе регулирующих порядок и условия предоставления инвалидам единого федерального минимума мер социальной защиты); контроль за исполнением законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов;
- заключение международных договоров (соглашений) Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов;
- установление общих принципов организации и осуществление медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;
- определение критериев, установление условий для признания лица инвалидом;
- установление стандартов на технические средства реабилитации, средства связи и информатики, установление норм и правил, обеспечивающих доступность для инвалидов среды жизнедеятельности; определение соответствующих сертификационных требований;
- установление порядка аккредитации организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих деятельность в области реабилитации инвалидов;
- осуществление аккредитации предприятий, учреждений и организаций, находящихся в федеральной собственности, осуществляющих деятельность в области реабилитации инвалидов;
- разработка и реализация федеральных целевых программ в области социальной защиты инвалидов, контроль за их исполнением (Федеральная целевая программа "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы", включающая подпрограмму "Социальная поддержка и реабилитация инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы" утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 года N 832);
- утверждение и финансирование федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду;
- создание федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, осуществление контроля за их деятельностью;
- координация научных исследований, финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам инвалидности и инвалидов;
- разработка методических документов по вопросам социальной защиты инвалидов;
- содействие в работе всероссийских общественных объединений инвалидов и оказание им помощи;
- формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов;
- установление единой системы учета инвалидов в Российской Федерации, в том числе детей-инвалидов, и организация на основе этой системы статистического наблюдения за социально-экономическим положением инвалидов и их демографическим составом.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов, в свою очередь, имеют право:
- участия в реализации государственной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации;
- принятия в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;
- участия в определении приоритетов в осуществлении социальной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации с учетом уровня социально-экономического развития этих территорий;
- разработки, утверждения и реализации региональных программ в области социальной защиты инвалидов в целях обеспечения им равных возможностей и социальной интеграции в общество, а также право осуществления контроля за их реализацией;
- осуществления обмена с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти информацией о социальной защите инвалидов и об оказании им социальной поддержки;
- предоставления дополнительных мер социальной поддержки инвалидам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
- содействия трудовой занятости инвалидов, в том числе стимулирования создания специальных рабочих мест для их трудоустройства;
- осуществления деятельности по подготовке кадров в области социальной защиты инвалидов;
- финансирования научных исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области социальной защиты инвалидов;
- содействия общественным объединениям инвалидов.

Медико-социальная экспертиза


Определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма характеризует собой медико-социальную экспертизу.
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев.
Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 августа 2005 года N 535.
Классификации, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основные виды нарушений функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности; основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий.
Критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют условия установления степени ограничения способности к трудовой деятельности и групп инвалидности (категории "ребенок-инвалид").

Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы


Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.
К федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы относятся Федеральное бюро медико-социальной экспертизы и главные бюро медико-социальной экспертизы, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах.
Федеральное бюро находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, имеющие бюро, - в ведении Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию.
Количество бюро определяется исходя из расчета, как правило, 1 бюро на 70-90 тыс. человек при условии освидетельствования 1,8-2 тыс. человек в год. С учетом сложившихся социально-демографических, географических и других особенностей регионов бюро могут создаваться исходя из иного расчета численности населения и количества освидетельствуемых граждан в год.
Основные задачи федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы определены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2004 года N 805 "О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы".
На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются:
- установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;
- разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;
- изучение уровня и причин инвалидности населения;
- участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;
- определение степени утраты профессиональной трудоспособности;
- определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего.
Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Реабилитация инвалидов


Система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности является реабилитацией инвалидов.
Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя:
- восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;
- профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию;
- социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;
- физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.
Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 2347-р и включает в себя: реабилитационные мероприятия; технические средства реабилитации; услуги.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида


Разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или у траченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности именуется индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.
Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.

Обеспечение занятости инвалидов


Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:
- установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;
- резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
- стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
- создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;
- создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;
- организации обучения инвалидов новым профессиям.
Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
Так, например, Законом Московской области "О квотировании рабочих мест для инвалидов в московской области" от 20 сентября 1999 года N 63/99-ОЗ (с последующими изменениями и дополнениями) установлено, что размер квоты для приема на работу инвалидов составляет 3 процента от среднесписочной численности работников организации.
Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Условия труда инвалидов


Инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и другие), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками.
Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.
Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья.
Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней.
Работодатели вправе запрашивать и получать информацию, необходимую при создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:
- создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;
- создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
- предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
Необходимо отметить, что нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости влечет за собой наказание должностных лиц.
Так, статьей 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда, а необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного - штрафа в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

Трудовые гарантии инвалидам


Помимо Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", некоторые аналогичные, а также дополнительные льготы при выполнении инвалидами трудовых обязанностей установлены Трудовым кодексом Российской Федерации.
Так, статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что для работников, являющихся инвалидами I или II группы, нормальная продолжительность рабочего времени сокращается на 5 часов в неделю. Иначе говоря, недельная продолжительность рабочего времени инвалида составляет 35 часов.
Сокращение нормальной продолжительности рабочего времени на 5 часов в неделю для этих работников направлено на социальную защиту лиц, имеющих нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
Сокращенная продолжительность рабочего времени для инвалидов I и II групп указанной длительности, к сожалению, установлена независимо от того, на каких предприятиях работают инвалиды - на обычных предприятиях или специализированных, созданных для применения труда инвалидов, в том числе инвалидов, страдающих, например, гипертонической болезнью, нервно-психическими расстройствами, туберкулезом и другими тяжелыми заболеваниями. При этом не принято во внимание, что в таких специализированных предприятиях совместная деятельность тяжело больных людей является дополнительным фактором, отягчающим их самочувствие.
В истории развития трудового законодательства в части продолжительности рабочего времени этот фактор был учет.
Задолго до того, как всем инвалидам I и II групп была установлена 35-часовая рабочая неделя (1995 г.), сокращенная продолжительность рабочего времени (36-часовая рабочая неделя) была установлена только отдельным категориям инвалидов указанных групп. К ним были отнесены инвалиды - слепые, работающие в учебно-производственных предприятиях Всероссийского общества слепых (1953 г.), и инвалиды, работающие на предприятиях, в цехах и на участках, предназначенных для труда этих лиц, если они не пользовались правом на получение более высоких льгот (1973 г.)
Исходя из этого, можно предположить, что установленная инвалидам I и II групп одинаковая продолжительность рабочего времени подлежит дифференцированию.
Обратим внимание также и на некоторую неточность нормы о продолжительности ежедневной работы (смены) инвалидов. Так, из содержания части 1 статьи 94 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что продолжительность ежедневной работы для инвалидов устанавливается в соответствии с медицинским заключением, т.е. медицинскому заключению придан обязательный характер.
Между тем, в силу частей 5 и 7 статьи 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов" индивидуальная программа реабилитации, выдаваемая инвалиду федеральным учреждением медико-социальной экспертизы при установлении ему инвалидности и содержащая соответствующее заключение о продолжительности его ежедневной работы (например, об установлении неполного рабочего дня), имеет для него рекомендательный характер, и он вправе отказаться от реализации как данного мероприятия, так и программы реабилитации в целом, что освобождает работодателя от ответственности за их исполнение.
Зачастую возникает вопрос - как следует оплачивать труд инвалида III группы с сокращенным рабочим днем (7 часов)? Следует иметь в виду, что в данном случае инвалиду установлено не сокращенное рабочее время, а неполное рабочее время в соответствии с медицинскими показаниями. При работе инвалида III группы на условиях неполного рабочего времени оплата труда производится пропорционально отработанному времени или за выполненный объем работ.
Трудовым кодексом Российской Федерации предусмотрен ряд ограничений в применении труда инвалидов:
- статья 96 устанавливает, что инвалиды могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия и при условии, если такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом они должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от работы в ночное время;
- статья 99 определяет, что привлечение инвалидов к сверх урочным работам допускается с их письменного согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом инвалиды должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от сверхурочных работ. Сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. Работодатель обязан обеспечить точный учет сверхурочных работ, выполненных каждым работником;
- статья 113 предусматривает, что привлечение инвалидов к работе в выходные и нерабочие праздничные дни допускается только в случае, если такая работа не запрещена им по медицинским показаниям. При этом инвалиды должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться от работы в выходной или нерабочий праздничный день. Привлечение этих работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится по письменному распоряжению работодателя.
Для применения положений указанной статьи Трудового кодекса Российской Федерации работодателю нужно так спланировать дату, когда он собирается привлекать инвалида к работе, чтобы успеть до этого дня сделать следующее:
- получить от работника медицинское заключение о том, что такая работа не запрещена ему по медицинским показаниям;
- получить от работника письменное согласие на работу в такой день;
- получить от работника письменное сообщение о том, что он ознакомлен со своим правом отказаться от работы в такой день (текст этого сообщения можно включить в текст письменного согласия);
- издать письменное распоряжение о привлечении такого работника к работе в выходной или праздничный день.
Соблюсти этот порядок в текущей производственной деятельности, когда необходимость выйти на работу в выходной (праздничного) возникает за день - два до этого выходного (праздничного), для работодателя будет весьма затруднительно. С большой вероятностью можно предположить, что такие условия законодателем поставлены для того, чтобы инвалидов по возможности на такие работы не привлекались.
В свою очередь в части возможности увеличения продолжительности отдыха статья 128 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что работодатель обязан на основании письменного заявления работающего инвалида предоставить ему отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 60 календарных дней в году.

Социально-бытовое обслуживание инвалидов


Социально-бытовое обслуживание инвалидов осуществляется в порядке и на основаниях, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации с участием общественных объединений инвалидов.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации создают специальные службы социального обслуживания инвалидов, в том числе по доставке инвалидам продовольственных и промышленных товаров, и утверждают перечень заболеваний инвалидов, при которых они имеют право на льготное обслуживание.
Инвалиды обеспечиваются необходимыми средствами телекоммуникационного обслуживания, специальными телефонными аппаратами (в том числе для абонентов с дефектами слуха), переговорными пунктами коллективного пользования.
Инвалиды обеспечиваются бытовыми приборами, тифло-, сурдо- и другими средствами, необходимыми им для социальной адаптации.
Техническое обслуживание и ремонт технических средств реабилитации инвалидов производятся вне очереди с освобождением от оплаты или на льготных условиях.

Ежемесячная денежная выплата инвалидам и льготы по жилью и
коммунальным услугам


Инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату в следующем размере:
1) инвалидам, имеющим III степень ограничения способности к трудовой деятельности, - 1 400 рублей;
2) инвалидам, имеющим II степень ограничения способности к трудовой деятельности, детям-инвалидам - 1 000 рублей;
3) инвалидам, имеющим I степень ограничения способности к трудовой деятельности, - 800 рублей;
4) инвалидам, не имеющим степени ограничения способности к трудовой деятельности, за исключением детей-инвалидов, - 500 рублей.
Размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации в порядке и в сроки, определенные Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для индексации размера базовой части трудовой пенсии.
Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Часть суммы ежемесячной денежной выплаты может направляться на финансирование предоставления инвалиду социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
В заключение следует отметить, что граждане и должностные лица, виновные в нарушении прав и свобод инвалидов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке.

Б. Чижов,
консультант управления социальной помощи и поддержки
населения Федерального агентства по здравоохранению
и социальному развитию


"Кадровик. Трудовое право для кадровика", N 7, июль 2006 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий